Современные вызовы, стоящие перед государственной и муниципальной службой в России, требуют постоянного обновления управленческих подходов, развития гибких навыков, повышения личной эффективности и лидерских качеств. В этом контексте все чаще обсуждается возможность использования бизнес-коучинга — метода индивидуального и командного развития, основанного на технологиях постановки целей, рефлексии, планирования и сопровождения изменений. Бизнес-коучинг давно используется в частном секторе, но его применение в государственном управлении вызывает неоднозначные оценки. Вопрос заключается в том, насколько этот инструмент релевантен задачам и специфике государственной и муниципальной службы.
Сущность коучинга и его потенциальные эффекты для бизнес-среды уже являются вопросами. Иногда в этом англицизме видят модную перефразировку давно известных понятий, как, например, наставничество. Но коучинг — это не наставничество и не обучение. Коуч не даёт готовых решений, а помогает клиенту (в данном случае — чиновнику) сформулировать цели, выявить ресурсы, преодолеть внутренние барьеры, самостоятельно выстроив путь к достижению результатов. Применительно к государственной службе, коучинг может быть направлен на:
- развитие управленческих компетенций;
- повышение мотивации и ответственности;
- адаптацию к изменениям в нормативной базе и общественных ожиданиях;
- эффективное выстраивание коммуникации с коллегами и гражданами;
- профилактику профессионального выгорания.
Исследования и пилотные проекты, в том числе в ряде регионов РФ, показывают, что после коуч-сессий повышается вовлеченность служащих, углубляется понимание роблем и соответственно повышается качество принимаемых решений, растет уровень удовлетворённости служащих своей работой.
Присутствуют здесь и определённые препятствия и риски внедрения. Несмотря на потенциальные плюсы, внедрение коучинга в государственный и муниципальный сектор сталкивается с рядом барьеров.
Прежде всего, имеет место культурное несоответствие модели поведения устоявшимся стереотипам деятельности. В системе госуправления и муниципального управления по-прежнему доминирует административно-командный стиль, устранить который достаточно сложно. Коучинг же предполагает партнёрские отношения и внутреннюю мотивацию, а это требует определённой зрелости управленческой культуры, самосознания управленцев на всех уровнях государственного и муниципального управления.
Известным препятствием является также недоверие к методике. В публичных органах управления коучинг воспринимается как модное, но неэффективное направление, не имеющее практической ценности в условиях бюрократической среды. При этом такое мнение царит там, где и не пытаются изыскивать новые способы повышения управленческой культуры.
В условиях разворота системы публичного управления к поиску ответа на новые вызовы, обусловленные переходом на новый мирохозяйственный и технологический уклады, особо остро возникает дефицит, недостаток квалифицированных коучей с опытом работы в госсекторе. Не каждый бизнес-коуч понимает специфику государственной или муниципальной службы, что препятствует ощутимому повышению эффективности организуемой в таком партнёрстве практики.
Имеют место и ресурсные ограничения. Индивидуальный коучинг требует значительных затрат (финансовых и временных), что особенно критично для муниципального уровня, где бюджет ограничен.
Тем не менее, при правильном подходе коучинг может стать полезным инструментом для качественного совершенствования государственной и муниципальной службы, её трансформации в форму, при которой преодоление когнитивных и технологических барьеров становится нормой.
Индивидуальный коучинг может использоваться для развития руководителей высшего звена, решения конкретных управленческих задач, адаптации к новым должностям. Командный коучинг — для улучшения взаимодействия внутри команд, повышения эффективности проектной деятельности.
Групповой коучинг и фасилитация — в рамках стратегических сессий, мозговых штурмов, подготовки управленческих решений.
Успешным может быть интеграция коучинговых практик в программы повышения квалификации, формирование кадрового резерва для сопровождения реформ.
Таким образом, бизнес-коучинг при соответствующей адаптации может стать важным элементом развития государственных и муниципальных служащих. Он способен повысить эффективность управления, улучшить психологический климат в органах власти и способствовать реализации инициатив, направленных на модернизацию государственной службы. Однако его внедрение требует продуманной стратегии, ресурсного обеспечения и изменения управленческой культуры в сторону открытости и развития. Но только таким образом можно будет решать задачи становления нового общества на всем пространстве России.







