Портрет маркизы де Эсте-Гонзаго «всплыл» случайно через 500 лет в 2013 году в Швейцарском городе Лугано. И это отрадно. Две другие картины исчезнувшие из Ле‑Клу в 1518 году «Святой Иоанн Креститель в молодости» и «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» пребывают у тайных коллекционеров. И это печально.
Мы не знаем, где и у кого портрет с изображением маркизы де Эсте-Гонзаго хранился 495 лет с 1518 года. В 2013 году в медиа появились сообщения об обнаружении в одном из банков случайно очень большой коллекции картин. Пока устанавливали принадлежность, владельцы успели перепрятать картины в другой банк. Затем 70-летняя Эмилия Чеккини письменно просит адвоката, практикующего в итальянском городе Пезаро, продать картину «Дама с пальмовой веткой» за 96 миллионов евро. Но портрет ему не передаёт. Для атрибуции приглашается из Америки ведущий специалист по творчеству Леонардо да Винчи профессор Карло Педретти, руководитель Центра Леонардо в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе, который после продолжительного исследования выразил своё отношение к портрету: «Леонардо да Винчи мог написать этот портрет на холсте маслом, когда он и Изабелла де Эсте-Гонзаго в 1514 году встречались в Риме».
Письмо Эмили Чеккини, адресованное адвокату, 27 августа 2014 года попало в руки полиции Пезаро, после чего начались активные поиски нового места хранения портрета (ов). 10 февраля 2015 года совместными действиями итальянской финансовой гвардии и швейцарской прокуратурой картина была обнаружена в одном из банков швейцарского города Лугано и конфискована. Но итальянцам она не передана, а оставлена в Швейцарии, как вещественное доказательство по возбуждённому уголовному делу.
Итальянский суд за несанкционированный вывоз «бесценного произведения великого мастера» осудил 70-летнюю Эмилию Чеккини к 14 месяцам исправительных работ. К тому времени профессор Карло Педретти, проведя радиоуглеродный анализ этой конфискованной картины, подтвердил, что картина на холсте размером 61х 46,5 см выполнена в начале ХУ1 века. Идентичность изображения на эскизе, выполненном в начале 1500 года в Мантуи и данного портрета, выполненного в 1514–1515 году в Ватикане, подтверждает авторство Леонардо да Винчи».
Итальянцы требуют от Швейцарских властей вернуть картину на родину, как незаконно вывезенную без специального разрешения.
Верховный суд Швейцарии не признал законным ввоз приписываемого Леонардо да Винчи портрета Изабеллы де Эсте на том основании, что рассматриваемый объект итальянцы своевременно не включили в соответствующий инвентарный список предметов не подлежащих вывозу за границу и по этому основанию 29 мая 2019 года постановил не возвращать портрет в Италию. Против владельцев картин проводятся следственные действия.
С эскизом на пергаменте всё ясно — он находится в парижском Лувре.
Портрет маркизы де Эсте-Гонзаго с вертикальной пальмовой ветвью — символ нравственности и христианского сострадания, «всплыл» случайно через 500 лет…
Мы не знаем, где и у кого портрет с изображением маркизы де Эсте-Гонзаго хранился 495 лет с 1518 года. Но известно, что при переписи королевской коллекции картин в Фонтенбло в 1642 году в списке значилась картина Леонардо да Винчи «Герцогиня Мантуанская», которая могла сюда попасть в 1518 году из дворца Ле-Клу, занимаемом Леонардо да Винчи.
Если портрет всё это время переходил из одних в другие частные руки, это одно. А если в наше время портрет хранился в каком-нибудь итальянском музее и похищен оттуда — это обязывает работников музея инициировать розыск предмета компетентными органами и в целях предотвращения вывоза достояния Республики за границу объявить конкретный портрет похищенным и включить в список предметов, не подлежащих вывозу без специального разрешения. Италия в судебном споре со Швейцарией в проигрыше. А Эмилия Чеккини, находясь под следствием, не сдаётся. Её адвокаты ищут документы, подтверждающие продажу или дарение художником или его душеприказчиком этого портрета в частные руки. Кроме этого, адвокаты ищут доказательства тому, что портрет вывезен в Швейцарию до вступления в силу закона о запрете вывоза из Италии произведений искусства без разрешения властей. Пожелаем им удачи.
Но похоже швейцарцы за 8 лет успели полюбить «Изабеллу». И действительно, почему бы им не пойти по пути Луврской «Джоконды» в вопросе раскручивания и экспонирования в одном из своих музеев «Изабеллы» для извлечения прибыли за счёт туристов. «Изабелла „ни чуть не хуже „Джоконды“. Но пока уступает ей в пиаре.
Резюме
Наличием в Лувре эскизного рисунка головы Изабеллы де Эсте-Гонзаго, выполненном Леонардо да Винчи на пергаменте в 1500 году и наличием в Швейцарии холста с изображением той же донны, выполненным тем же мастером в 1515 году доказано, что донна на портрете, показанном кардиналу Луиджи де Арагона 10 октября 1517 года, есть Изабелла де Эсте-Гонзаго.
К портрету «Изабелла де Эсте-Гонзаго» портреты «Монна Лиза» и «Джоконда» не имеют никакого отношения.
Своей работой мы подтвердили тезис: «истина правдивее, чем легенды и мифы».
Валентин Павлов [email protected]