Какие результаты и перспективы у импортозамещения в России?
Пресс-конференция на тему: «Результаты импортозамещения в России и его перспективы».
Участники:
— Директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев;
— Директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Александр Широв;
— Заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Михаил Кузык;
— главный экономист ВЭБа.РФ Андрей Клепач;
— Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин;
— Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик;
— Вице-президент РСПП Мария Глухова;
— Первый заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Александр Морозов;
— Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Михаил Матасов;
— Председатель Совета директоров агрохолдинга «Степь» Али Узденов;
— Генеральный директор ЗАО «Топ Системс» Сергей Кураксин.
Результаты импортозамещения
Вот уже почти 10 лет Россия развивается в условиях санкционного давления.
ВВП стран, поддержавших санкции, составляет до 60% мировой экономики. В них также находятся штаб-квартиры крупнейших мировых корпораций, значительная доля мировых исследований и разработок, производство товаров, оборудования и комплектующих.
Благодаря высокой адаптивности бизнеса, энергетической независимости и большим объемам товарных запасов российская экономика успешно противостоит постоянному усилению внешнего давления.
Первоочередной задачей остается продолжение выстраивания новой экономической политики, основанной на импортозамещении.
В рамках мероприятия был представлен аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».
Какие механизмы импортозамещения уже были разработаны Россией ранее? Какие меры следует предпринять в будущем, чтобы политика импортозамещения была успешно реализована?
Импортозамещение — это политика, которая проводится в России в течение последних 15 лет с целью снижения ее зависимости от импорта.
Эта политика оказалась успешной во многих отраслях, таких как агропромышленный комплекс, где отечественное производство таких товаров, как маргарин и шоколад, стало конкурентоспособным на международном рынке. Кроме того, в 2006 г. правительство ввело в действие закон, предусматривающий создание государственного заказа на производство товаров определенного вида, что помогло повысить конкурентоспособность отечественных производителей. Политика также способствовала снижению уровня зависимости от импорта в целом, поскольку уровень использования импорта в российской экономике снизился с 49% в 1999 г. до 39% в 2018 г.
С помощью импортозамещения российская экономика стала менее зависимой от внешней среды, и это положительная тенденция.
Целью импортозамещения является создание квалифицированных рабочих мест, получение бюджетных поступлений от налогов и расширение условий для экспорта.
В России импортозамещение находится в центре внимания с начала 2000-х годов и все больше ориентируется на интересы людей. С помощью импортозамещения российская экономика стала менее зависимой от внешней среды, что является положительной тенденцией.
Результаты импортозамещения: проблемы импортозамещения
Главная проблема это нехватка кадров. Нехватка кадров с нужной квалификацией. И вот государство в этом случае должно вкладываться в развитие кадров. Иными словами, государство должно инвестировать в развитие человеческого капитала, и только тогда можно говорить об успешном импортозамещении.
Российская экономика успешно противостоит внешнему давлению благодаря своей высокой адаптивности, и первостепенной задачей является продолжение построения новой экономической политики вокруг импортозамещения.
Государственная политика импортозамещения в некоторых областях оказалась успешной, но это не панацея от всех проблем, ведь речь идет не только об импортозамещении, но и о том, как производить конкурентоспособный на мировом рынке продукт.
Следует отметить, что нынешняя экономическая ситуация крайне неоднородна и требует индивидуального подхода к развитию отрасли.
Для этого мы предлагаем семь возможных направлений: импортозамещение, технологическая независимость, адаптация импортных технологий, развитие соответствующей инфраструктуры, человеческого капитала и ресурсов, использование инструментов реверс-инжиниринга для принудительного лицензирования, мобилизация усилий для развития отечественных технологий.
Сосредоточившись на этих семи направлениях, предприятия могут лучше подготовиться к успеху в текущих рыночных условиях.
И здесь речь уже идет о совсем другом уровне импортозамещения. То есть не просто заменить, а создать что-то новое. И это, конечно, очень важный момент.
Это очень важная часть государственной политики.
И, в конце концов, результатом этого является то, что государственная поддержка импортозамещения является результатом успешной экономической политики.
Основные выводы по докладу:
1. Россия добилась значительных успехов в импортозамещении за последние пять лет.
2. Наиболее успешными отраслями с точки зрения импортозамещения являются автомобилестроение, химическая промышленность и сельское хозяйство.
3. Реализация политики импортозамещения требует разработки эффективных механизмов защиты отечественных производителей.
4. Развитие политики импортозамещения должно сопровождаться мерами по улучшению деловой среды, включая развитие цифровой инфраструктуры, упрощение административных процедур, улучшение инвестиционного климата.
5. Развитие политики импортозамещения должно сопровождаться мерами по повышению конкурентоспособности отечественных производителей, в том числе оказанием финансовой поддержки, развитием инноваций, повышением квалификации кадров.
6. Импортозамещение – это структурная промышленная политика, которую проводят многие страны с целью создания квалифицированных рабочих мест, получения бюджетных поступлений и расширения экспортных условий.
7. Россия занимается импортозамещением с начала 2000-х годов, ориентируясь на привлечение иностранных инвестиций и интеграцию в глобальную цепочку создания стоимости.
8. В 2009-2010 гг. Россия начала ощущать неформальные ограничения на внешнем рынке и ответила планами импортозамещения по отраслям.
9. В 2013 г. были созданы Российский научный фонд и Национальная технологическая инициатива, направленные на развитие технологических компетенций.
10. В 2014 г. Россия столкнулась с беспрецедентными ограничениями, потребовавшими переосмысления подходов к импортозамещению.
Мы уже многого достигли в области импортозамещения в сельском хозяйстве. Мы заменили основное оборудование, семена, удобрения, средства защиты растений. Мы также начали использовать дроны и искусственный интеллект в сельском хозяйстве. И мы активно работаем над дальнейшим развитием этих направлений.
Импортозамещение в индустрии программного обеспечения может быть достигнуто за счет поддержки отечественных компаний-разработчиков программного обеспечения в их переходе на более конкурентоспособные продукты и услуги.
Это можно сделать с помощью налоговых льгот, грантов и других форм финансовой поддержки.
Кроме того, правительство может оказать поддержку в виде технической помощи, обучения и доступа к ресурсам, которые в противном случае были бы недоступны отечественным компаниям-разработчикам программного обеспечения. Это может помочь им развивать свои продукты и услуги до уровня, на котором они могут конкурировать с иностранными компаниями-разработчиками программного обеспечения.
Наконец, правительство может оказать поддержку экспорту отечественных программных продуктов на зарубежные рынки, что может способствовать повышению конкурентоспособности отечественных компаний-разработчиков программного обеспечения.
Но в этом году, похоже, мы уже пытаемся вернуться на прежний уровень. Мы активно осваиваем рынки СНГ и уже видим первые результаты.
Нужно стремиться к разумному импортозамещению, где можно что-то производить, а где нельзя, и где надо покупать.