И без того амбициозная внешнеполитическая доктрина США после распада СССР, под воздействием искушения переделать мир по американскому образу и подобию, вовсе трансформировалась в состояние маниакальной эйфории американского истэблишмента, объявившего Америку создателем и хранителем нового порядка, основанного на правилах (не путать с международным правом, там другие принципы).
Что до России, то американоцентричная политика первых руководителей постсоветского периода, наивно ожидавших, что нас на равных примут в «клуб западных стран», в реале обернулась горькой иллюзией. США никогда не стремились к равноправным партнёрским отношениям. Причем, не только с Россией. Для страны, уверенной в своей исключительности, приемлемой могла быть только идея мирового господства. Отсюда — абсолютно циничная политика двойных стандартов, идеологическую основу для которой дала концепция «распространения демократии». Каковы результаты реализации этой концепции, полагаю, отдельно рассказывать не надо, но с демократией они точно не имеют ничего общего и опираются на сомнительный постулат, что «цель оправдывает средства».
«Фактически любая помощь и поддержка со стороны США всегда ставилась в прямую зависимость от беспрекословного подчинения в политической, экономической и военно-технической сферах», — говорит эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на секретный документ с названием «Рекомендации для оборонного планирования», появившийся в США в начале 90-х. Не вдаваясь в подробный анализ, отмечу, что его суть в присвоении Соединёнными Штатами роли мирового гегемона и не допущении появления в Евразии регионального лидера, способного реально обеспечить рост благополучия в регионе. Это полностью вписывается в доктрину «нового мирового порядка», которая основывается на идее абсолютного приоритета национальных интересов США. А начиналось все с подачи Т. Рузвельта, заявившего, что долг Америки — распространять свое влияние на весь земной шар и строить отношения с остальным миром на основе концепции верховенства своих национальных интересов.
Возможно, все бы так и было: США – гегемон, осуществляющий мировое господство, а остальному миру уготована печальная участь послушного поставщика ресурсов и услуг. Но, как‑то незаметно для гегемона, Россия окрепла и вновь заявила о своем суверенитете. Только мы учли предыдущий негативный опыт, а в стране появился лидер, способный мыслить стратегически и вести за собой народ. В определении критериев успеха Владимир Путин особо подчёркивает готовность России развивать тесное партнёрское сотрудничество с государствами, отвечающими взаимностью. Выдвинутая им в 2015-м году инициатива развития Большого Евразийского партнёрства нашла поддержку большинства государств региона, адекватно оценивающих геополитическую ситуацию и активно реализуется. Большой Евразийский союз менее чем за десять лет оформился в мощный, самодостаточный полюс «формирующегося многополярного мира».
Эту мысль транслирует и глава российского Правительства. Выступая в пленарном заседании Евразийского экономического форума 2024 «Цифровизация в современных реалиях — императив для обеспечения четырёх свобод», Михаил Мишустин заметил, что в формате евразийских объединений государства уверенно выстраивают эффективную модель взаимодействия, опирающуюся на принципы взаимного уважения, равенства, учета взаимных интересов. Эти принципы — полная противоположность тому, что сегодня предлагают миру США и их европейские сателлиты. Соответственно, объединения с участием России, предложившей государствам мира совершенно иную, уважительную форму общения и сотрудничества, становятся все более узнаваемыми, а темпы роста экономик, входящих в них государств, превышают среднемировые показатели. Несмотря на все сложности, очевидна позитивная структурная и содержательная эволюция евразийских объединений внутри ЕАЭС. Заметна динамика в темпах экономического роста, движение в направлении реализации имеющегося потенциала за счёт внедрения самых современных технологий.
Стоит сказать о вкладе субъектов РФ в развитие международного партнёрства. На примере Ставрополья, можно видеть активность в наращивании внешнеторговых связей. По информации министерства экономического развития края, которую озвучил первый заместитель министра Евгений Полькин, среди перспективных направлений экспорта продукции ставропольских производителей называют Ближний Восток, азиатские и африканские государства. Связи со странами-партнёрами укрепляются в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В приоритете экспортных направлений государства СНГ, Турция, Саудовская Аравия, Китай, Индия и Тунис. В плане развития можно отметить расширение списка партнёров за счёт включения в него новых направлений — Кувейта и Коста-Рики.
«Успешная интеграционная политика — лучшая реклама. Если есть реальное развитие, его уже не спишешь на пропаганду и фейки. Ощущение, что по мере осознания преимуществ партнёрского сотрудничества, такая идеология станет приоритетной во всем мире. Ущербная сущность американской внешней политики становится все более очевидной для мирового сообщества и с ней будет покончено в ближайшей перспективе», — уверен эксперт.