Деятельность страховых компаний и НПФ вольно или вынужденно привлекает внимание граждан, которые далеко не всегда довольны оказываемыми услугами. На сегодня существует несколько обязательных и вменённых видов страхования, с которыми российские граждане знакомятся при покупке машины, приобретении в ипотеку квартиры, а про медицинское и пенсионное страхование в наше время знает большинство.
Отметим, что если вопросы функционирования страховой медицины и пенсионной реформы не являются предметом ведения Банка России, то защита прав потребителей услуг страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов – это задача нескольких ведомств и Банк России является главным среди них.
Защита Банком России прав потребителей страховых услуг
На сегодня решена проблема доступности ОСАГО и условия его стали комфортнее для потребителей. Конечно, на это ушло время и часть вопросов можно было снять еще при введении ОСАГО в начале 2000-х гг. Только недавно на страховом рынке возникли серьёзные проблемы из-за мисселинга (неправильная продажа) страхования жизни для банковских потребителей. На сегодня эта проблема минимизирована, были изданы рекомендации по организации продаж и раскрытию информации об особенностях страховых продуктов. Во многом это заслуга Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России и финансового уполномоченного (омбудсмена). На сегодня приняты базовые стандарты защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей услуг страховых компаний и брокеров, недавно аналогичный документ был разработан для негосударственных пенсионных фондов.
По теме — Повышение ключевой ставки и рефинансирование ЦБ РФ: кому это выгодно?
Работа Банка России по защите прав потребителей
Деятельность по защите прав потребителей услуг страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов на сегодня строится на основе нескольких уровней защиты. Этой деятельностью должны заниматься саморегулируемые организации субъектов рынка (СРО – Всероссийский союз страховщиков, в части ОСАГО – Российский союз автостраховщиков, Ассоциация профессиональных страховых брокеров, Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов и Ассоциация Негосударственных пенсионных фондов). Достаточно продуктивно действует Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. Но если потребитель не нашёл защиты в этих структурах или посчитал необходимым сразу обратиться во внесудебный, но обязательный для профессиональных участников страхового и пенсионного рынков, орган - финансовому уполномоченному (омбудсмену), то может это сделать на основании соответствующего закона. Наконец, всегда есть право обратиться в суд с иском о ненадлежащем исполнении договора страхования.
По теме — Что значит ключевая ставка Центробанка и как она влияет на инвестиции
В итоге за последние 7-10 лет сложилась система защиты и обеспечения прав потребителей страховых и негосударственных пенсионных услуг, в которой Банк России как орган надзора на этих рынках играет серьёзную роль, способствуя деятельности по защите прав потребителей СРО, а также на основе деятельности собственной Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
Автор: Цыганов Александр Андреевич, д.э.н, профессор, руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России.