Классификация беспилотных авиационных систем
Производство малых форм БАС (беспилотных авиационных систем) действует на нескольких площадках и в целом составляет примерно 700 аппаратов в сутки.
Это относительно значительное количество с учётом того, что в стране 8 заводов полного цикла (на базе модулей из КНР) и ещё неустановленное количество небольших фирм — сборочных производств, выпускающих отдельные модули, а также фирм выпускающих БПЛА (беспилотных летательных аппаратах, мультикоптеры, дроны с небольшой нагрузкой до 3 кг) собственной разработки небольшими партиями.
Однако, не все БАС одинаковы — как по функционалу, по сложности изготовления и по назначению.
Если говорить о БПЛА в сегменте дронов и мультикоптеров, которых отличает 4–8 бесколлекторных электродвигателей, расположенных по схеме типа «звёздочка», их также называют FPV-дроны (в том числе с управлением на оптоволокне), это производство развито достаточно, оно относительно несложное. Но и функционал и полезная нагрузка у них относительно невелики.
Эти дроны условно медленные и низколетящие цели.
Если говорить о БПЛА именно как о БАС — в этот сегмент входят и управляемые авиабомбы (в производстве которых РФ лидирует, добавляя к ним «электронную начинку», так как модернизирует авиабомбы «старого» производства массой 0,2–3 тонны, делая их управляемыми в полете.
Тут накоплен большой опыт, но… это боеприпасы класса «воздух-земля», из запускают с самолёта-носителя на большой высоте. Лидерство в этом сегменте именно за счёт имеющихся на складах и модернизированных фугасных авиабомб типа ФАБ-500, ФАБ-3000 (последняя цифра указывает мощность боевого заряда и вес). Причем надо знать, что
неуправляемые авиабомбы типа ФАБ-8, ФАБ-12 (и др. маломощные), мощные ФАБ-500 производились в СССР для авиации РККА ещё в 1936–1938 годах (и позже).
БАС и другие
Что касается управляемых снарядов (тоже БАС) с запуском с земли — с пусковых столов или также — с самолётов, этот сегмент только развивается и его производство в связи с потребностями в условиях СВО условно недостаточно.
По своему функционалу это ракеты, использующие улучшенные модули навигации с возможностью автономного полета, меняющие траекторию и с обратной связью с оператором, способные не только поражать запрограммированные цели, но и передавать в беспроводном режиме разведданные, видео съёмку.
Называть российские системы — значит противоречить положениям о секретности, но чтобы приблизиться к пониманию сказанного приведу в пример аналоги БАС типа KEPD-150/350 Taurus производства Германии и Швеции или SCALP-EG (Storm Shadow) англо-французского производства.
Это тоже БАС — управляемые боеприпасы большой дальности действия, работа над разработкой и производством в России ведется, но выпускается относительно мало из‑за сложности и большой себестоимости изготовления. Но это снаряды одноразовые, «без возвращения», в один конец.
БАС с пуском с земли ограничено применялись ещё во второй чеченской кампании. Но это были единичные запуски, по сути, тестовые. Уже были на вооружении и применялись и управляемые ракеты класса «воздух-земля» типа Х-101. К примеру, таким боеприпасом был ликвидирован Джохар Дудаев.
Это и есть «проблемы внедрения». Из сложных и дорогостоящих систем — то, что было наработано в КБ в прежние годы, то и запущено в производстве массово. То, чего не было — только развивается.
У каждой страны есть сильные и условно слабые стороны в сооружениях, определяемые тем, на что было направлено финансирование и инженерная конструкторская мысль в прежние даже не годы, а десятилетия. В России сильные стороны — корректируемые авиабомбы (КАБ), тактические и стратегические РАВ (ракетно-артиллерийское вооружение), системы ПВО и РЭБ.
Что касается БПЛА (БАС) самолётного типа, это направление тоже активно развивают, но недостаточно, так как оно не было развито ранее. В принципе любой самолёт — как спортивный типа Як-52Б (к примеру), так и старый Ан-2 типа «кукурузник», так и более современные модели, включая военную технику можно сделать беспилотным, модернизировав органы управления за 2–4 недели, месяц (при наличии оборудования). Для России это проще (модернизировать), чем возобновлять производства полного цикла.
Дефицит беспилотных систем и перспективы
В области БАС, как управляемых авиабомб, дефицита нет. В области мультикоптеров и FPV-дронов — почти нет, но последние — средства ограниченного и точечного поражения, их используют активно, но и производят тысячи в день, на складах они не задерживаются, запасов их также нет. Из модернизации — в эти системы добавляют новые электронные модели типа KMDA-5920 и BRAV-7720, по сути это встраиваемые компьютеры, обеспечивающие лучшую и многофакторную навигацию и т. д.
Из условно новейших систем в сегменте БАС можно отметить воздушный разведчик «СКАТ 350 М», ударные боеприпасы «КУБ-Э» и «КУБ-2-Э», мини‑БЛА «Голиаф», микро-БЛА «Каракурт», систему на оптоволокне «Квазимачта».
Однако, есть дефицит БАС как самолётного типа, так и управляемых снарядов. Так как этот сегмент требует более сложного многодневного производства на одну единицу техники и значительную себестоимость производства.
Кроме БАС развивается направление автономно и дистанционно управляемых наземных, морских и подводных беспилотных аппаратов.
Из инновационных разработок (которым уже пару лет) можно отметить перспективное направление современности (на которое ориентированы все научно-технические силы) — «БАС для борьбы с БАС» в воздухе. Или «БПЛА против БПЛА» (управляемые в том числе с помощью ИИ дроны против дронов). Но это направление только развивается (в России) и пока недостаточно. Это и уместно развивать с учётом концепции и востребованности завтрашнего дня.
Смотреть надо вперед, именно в завтрашний день, чтобы эффективно отражать вызовы времени, а для это нужна как минимум подготовка и комплексная готовность.
Краткая справка: Андрей Кашкаров, военный эксперт, ветеран боевых действий, журналист, автор книг:
Кашкаров А. П. Армии стран Мира. — М. : СОЛОН-Пресс, 2025. — 288 c с.: ил. ISBN 978–5-91359–624–6
Кашкаров А. П. Беспилотники в современном мире. – Солон-Пресс. – 2025. – 200 с. — ISBN 978–5-91359–640–6
Кашкаров А. П. Беспилотники: автомобили, дроны, мультикоптеры. – М. : ДМК Пресс. – 2018. – 188 с. — ISBN 978–5-97060–662–9
И др.







