13-14 февраля 2024 года на Форуме будущих технологий планируется обсуждение развития цифровизации и технологий искусственного интеллекта в сфере здравоохранения
Несомненно, что доступность медицинской помощи, качества ее предоставления должны обеспечиваться информационной платформой о здравоохранении, в том числе возможностью обращаться за медицинской помощью через эту платформу. Технологии искусственного интеллекта применимы при реализации взаимодействия с потенциальными пациентами, в процессе так называемой «обратной связи», в режиме онлайн, а ее результаты должна находить свое выражение в электронных документах, в своей совокупности образующих электронную медицинскую карту обратившегося за медицинской помощью. Цифровая трансформация такого взаимодействия будет возможна лишь при условии создания принципиально подробного алгоритма начального этапа взаимоотношений «пациент-доктор», обеспечивающего доступ к медицинской помощи.
Следует согласиться с тем, что цифровизация системы здравоохранения, - отмечает эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Шекшуева,- открывает широкие возможности для повышения эффективности и качества работы, доступности медицинской помощи, а технологии искусственного интеллекта играют большую роль в развитии персонализированной медицины будущего, разработке лекарств. Его значение велико при применении в дистанционной диагностике и методах телемедицины. В частности, в отдаленных регионах искусственный интеллект может помочь проводить первичную оценку состояния здоровья пациента и определить необходимость направления на консультацию специалиста, что сокращает время ожидания и повышает эффективность медицинской помощи. Искусственный интеллект эффективен в составлении индивидуальных планов лечения, но с учетом уникальных характеристик каждого пациента.
Однако роль искусственного интеллекта в диагностике и прогнозировании заболеваний, возможно, не следует преувеличивать. К примеру, диагностика заболевания всегда предполагает наличие каких-либо первичных данных, а это уже сфера деятельности не искусственного интеллекта.
В любом случае, применяя новые явления, основанные на современных информационных технологиях, в сфере здравоохранения следует не разрушать принципиальную основу взаимоотношений «пациент-доктор», не допустить цифрового неравенства. С учетом фактического неравенства населения России, разного положения в ее субъектах цифровизация и технологии искусственного интеллекта не должны исключать (очевидно, достаточно долго) и традиционной, основанной на личном обращении диагностике заболевания, составлении плана лечения с фиксацией на бумажном носителе.