Экономические компетенции определяются как совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, связанных с экономической сферой. Они позволяют человеку эффективно функционировать, анализировать, адаптироваться и влиять на экономические ситуации и проблемы. Формируются в процессе образования, самообразования, опыта и социализации. Способствуют личностному, социальному и экономическому развитию индивида и общества.
Компетенции в экономике. Введение
Экономика является одной из важнейших сфер жизни человека и общества. Она определяет условия и возможности производства, распределения и потребления благ и услуг, а также влияет на социальное, политическое и культурное развитие [1]. В современном мире экономика характеризуется высокой динамикой, сложностью, неопределенностью и многомерностью. Это требует от человека способности к адаптации, анализу, решению и воздействию на экономические ситуации и проблемы. Для этого необходимо обладать определенным уровнем экономических компетенций [2].
Экономические компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, связанных с экономической сферой. Они позволяют человеку осуществлять рациональные экономические решения, анализировать экономические явления и проблемы, адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям и влиять на них. Экономические компетенции формируются в процессе образования, самообразования, опыта и социализации. Они способствуют личностному и социальному развитию, а также экономическому росту и инновациям [3].
Актуальность исследования экономических компетенций обусловлена тем, что они являются необходимым условием и фактором успешной профессиональной и общественной деятельности человека в условиях современного мира. Экономические компетенции позволяют человеку реализовывать свои потенциалы, интересы и цели, а также участвовать в экономическом развитии страны и мира. Экономические компетенции также способствуют повышению качества жизни человека и общества, так как они влияют на уровень дохода, благосостояния, безопасности, здоровья, образования и культуры [4].
Цели
Исследовать роль экономических компетенций в условиях современного мира. Выявить основные подходы к определению, структуре, содержанию и оценке экономических компетенций. Проанализировать факторы, влияющие на формирование и развитие экономических компетенций в разных сферах деятельности и социальных группах.
Материалы и методы
В рамках исследования было задействовано 64 студента, представляющих разнообразные возрастные группы, с распределением по категориям: 82,4% в возрасте 18-24 лет, 3,2% в возрасте 25-34 лет и 14,4% в возрасте 35-44 лет. Гендерная структура включала 68,8% женщин и 31,2% мужчин. Участникам был предложен опросник, содержащий вопросы, направленные на выявление их взглядов на роль экономических компетенций в современном обществе.
Опросник состоял из двух частей. Первая часть содержала вопросы, направленные на выявление социально-демографических характеристик участников, таких как возраст, пол, образование, профессия, доход и т.д. Вторая часть содержала вопросы, направленные на оценку уровня экономической грамотности, интереса и мотивации к обучению финансовой грамотности, источников информации об экономике, влияния экономических знаний на принятие финансовых решений, актуальности экономических тем, восприятия экономических проблем и кризисов, а также вклада экономической грамотности в развитие разных сфер жизни. Вопросы были сформулированы в виде утверждений, на которые участники должны были дать ответ по пятибалльной шкале Ликерта, где 1 означало “совершенно не согласен”, а 5 означало “полностью согласен”.
Результаты и обсуждение
- Большинство участников (53,1%) оценивают свой уровень дохода как низкий, 42,2% как средний и 4,7% как высокий. Это свидетельствует о том, что уровень экономической грамотности и дохода участников коррелируют между собой, что подтверждает важность экономических компетенций для повышения благосостояния и качества жизни.
- Лишь 9,4% участников готовы выделять более 5 часов в неделю для обучения финансовой грамотности, 43,8% могут уделять этой цели лишь 1-2 часа в неделю, а 7,8% не выражают готовности уделять данной области свое время. Это свидетельствует о том, что участники признали важность экономических компетенций для повышения качества жизни, смягчения негативного воздействия экономических кризисов и повышения экономического потенциала нации, но не имеют достаточной мотивации и интереса к их развитию.
- 14,1% участников оценивают свои экономические знания на минимальном уровне (1 балл из 10), 20,3% на уровне 5, и лишь 3,1% высоко уверены в своих знаниях, поставив себе 10 баллов. Это свидетельствует о том, что уровень экономической грамотности участников в целом невысок, что может быть связано с недостаточным качеством и доступностью образования по экономике, а также с низкой самооценкой и уверенностью в своих способностях.
- 75% участников обращаются к интернет-ресурсам для получения информации о современном положении экономики, 42,2% предпочитают образовательные видео и лекции, а 17,2% используют книги и научные статьи. Это свидетельствует о том, что участники используют разные источники информации, но преимущественно те, которые более доступны, интерактивны и понятны. Это также может быть связано с разным уровнем интереса, критического мышления и аналитических навыков участников.
- 68,8% участников считают, что их экономические знания оказывают значительное влияние на принятие финансовых решений, в то время как 31,2% не разделяют данного мнения. Это свидетельствует о том, что участники осознают связь между экономической грамотностью и финансовым поведением, а также о том, что экономические компетенции способствуют бюджетированию и грамотному управлению финансами.
- 57,6% участников считают, что наиболее актуальными темами в области экономики являются рынок и финансовая грамотность. Это отражает тот факт, что рынок является основным механизмом координации экономической деятельности, а финансовая грамотность является ключевым инструментом для управления личными финансами и участия в финансовых рынках. Инфляция, как один из наиболее важных макроэкономических показателей, считается менее актуальной темой, возможно, потому что она не воспринимается как непосредственно влияющая на жизнь участников или потому что она недостаточно хорошо объясняется в образовательных программах.
Вывод
Исследование показало, что экономические компетенции играют важную роль в современном мире, так как они влияют на благосостояние, качество жизни, устойчивость к кризисам и экономическое развитие. Уровень экономической грамотности и дохода участников коррелируют между собой, а также с их готовностью уделять время обучению финансовой грамотности. Большинство участников признали важность экономических компетенций для повышения качества жизни, смягчения негативного воздействия экономических кризисов и повышения экономического потенциала нации. Наиболее актуальными темами, согласно мнению участников, являются рынок и финансовая грамотность. Инфляция считается менее актуальной темой, возможно, потому что она не воспринимается как непосредственно влияющая на жизнь участников или потому что она недостаточно хорошо объясняется в образовательных программах.
Список литературы
- Борисова Е.А., Кузнецова О.В. Экономика как сфера жизни человека и общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2017. № 4. С. 3-15.
- Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 19-е изд. М.: Вильямс, 2010. 1360 с.
- Стрельцова Е.А. Экономика как фактор социального, политического и культурного развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 4. № 1. С. 67-72.
- Леонтьев В.В., Леонтьева Е.В. Экономические компетенции: сущность, структура, содержание // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 5. С. 3-25.
Авторы: Гаврилишин Д.В., Магомедов М.Р., Татранов Р.Р.
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра экономики и менеджмента; Научный руководитель: ассистент кафедры экономики и менеджмента – Даниленко Е.Е.