Победить в СВО

Экономические компетенции определяются как совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, связанных с экономической сферой. Они позволяют человеку эффективно функционировать, анализировать, адаптироваться и влиять на экономические ситуации и проблемы. Формируются в процессе образования, самообразования, опыта и социализации. Способствуют личностному, социальному и экономическому развитию индивида и общества. 

Компетенции в экономике. Введение

Экономика является одной из важнейших сфер жизни человека и общества. Она определяет условия и возможности производства, распределения и потребления благ и услуг, а также влияет на социальное, политическое и культурное развитие [1]. В современном мире экономика характеризуется высокой динамикой, сложностью, неопределенностью и многомерностью. Это требует от человека способности к адаптации, анализу, решению и воздействию на экономические ситуации и проблемы. Для этого необходимо обладать определенным уровнем экономических компетенций [2].

Экономические компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, связанных с экономической сферой. Они позволяют человеку осуществлять рациональные экономические решения, анализировать экономические явления и проблемы, адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям и влиять на них. Экономические компетенции формируются в процессе образования, самообразования, опыта и социализации. Они способствуют личностному и социальному развитию, а также экономическому росту и инновациям [3].

Актуальность исследования экономических компетенций обусловлена тем, что они являются необходимым условием и фактором успешной профессиональной и общественной деятельности человека в условиях современного мира. Экономические компетенции позволяют человеку реализовывать свои потенциалы, интересы и цели, а также участвовать в экономическом развитии страны и мира. Экономические компетенции также способствуют повышению качества жизни человека и общества, так как они влияют на уровень дохода, благосостояния, безопасности, здоровья, образования и культуры [4].

Цели

Исследовать роль экономических компетенций в условиях современного мира. Выявить основные подходы к определению, структуре, содержанию и оценке экономических компетенций. Проанализировать факторы, влияющие на формирование и развитие экономических компетенций в разных сферах деятельности и социальных группах.

Материалы и методы

В рамках исследования было задействовано 64 студента, представляющих разнообразные возрастные группы, с распределением по категориям: 82,4% в возрасте 18-24 лет, 3,2% в возрасте 25-34 лет и 14,4% в возрасте 35-44 лет. Гендерная структура включала 68,8% женщин и 31,2% мужчин. Участникам был предложен опросник, содержащий вопросы, направленные на выявление их взглядов на роль экономических компетенций в современном обществе.

Опросник состоял из двух частей. Первая часть содержала вопросы, направленные на выявление социально-демографических характеристик участников, таких как возраст, пол, образование, профессия, доход и т.д. Вторая часть содержала вопросы, направленные на оценку уровня экономической грамотности, интереса и мотивации к обучению финансовой грамотности, источников информации об экономике, влияния экономических знаний на принятие финансовых решений, актуальности экономических тем, восприятия экономических проблем и кризисов, а также вклада экономической грамотности в развитие разных сфер жизни. Вопросы были сформулированы в виде утверждений, на которые участники должны были дать ответ по пятибалльной шкале Ликерта, где 1 означало “совершенно не согласен”, а 5 означало “полностью согласен”.

Результаты и обсуждение

  • Большинство участников (53,1%) оценивают свой уровень дохода как низкий, 42,2% как средний и 4,7% как высокий. Это свидетельствует о том, что уровень экономической грамотности и дохода участников коррелируют между собой, что подтверждает важность экономических компетенций для повышения благосостояния и качества жизни.
  • Лишь 9,4% участников готовы выделять более 5 часов в неделю для обучения финансовой грамотности, 43,8% могут уделять этой цели лишь 1-2 часа в неделю, а 7,8% не выражают готовности уделять данной области свое время. Это свидетельствует о том, что участники признали важность экономических компетенций для повышения качества жизни, смягчения негативного воздействия экономических кризисов и повышения экономического потенциала нации, но не имеют достаточной мотивации и интереса к их развитию.
  • 14,1% участников оценивают свои экономические знания на минимальном уровне (1 балл из 10), 20,3% на уровне 5, и лишь 3,1% высоко уверены в своих знаниях, поставив себе 10 баллов. Это свидетельствует о том, что уровень экономической грамотности участников в целом невысок, что может быть связано с недостаточным качеством и доступностью образования по экономике, а также с низкой самооценкой и уверенностью в своих способностях.
  • 75% участников обращаются к интернет-ресурсам для получения информации о современном положении экономики, 42,2% предпочитают образовательные видео и лекции, а 17,2% используют книги и научные статьи. Это свидетельствует о том, что участники используют разные источники информации, но преимущественно те, которые более доступны, интерактивны и понятны. Это также может быть связано с разным уровнем интереса, критического мышления и аналитических навыков участников.
  • 68,8% участников считают, что их экономические знания оказывают значительное влияние на принятие финансовых решений, в то время как 31,2% не разделяют данного мнения. Это свидетельствует о том, что участники осознают связь между экономической грамотностью и финансовым поведением, а также о том, что экономические компетенции способствуют бюджетированию и грамотному управлению финансами.
  • 57,6% участников считают, что наиболее актуальными темами в области экономики являются рынок и финансовая грамотность. Это отражает тот факт, что рынок является основным механизмом координации экономической деятельности, а финансовая грамотность является ключевым инструментом для управления личными финансами и участия в финансовых рынках. Инфляция, как один из наиболее важных макроэкономических показателей, считается менее актуальной темой, возможно, потому что она не воспринимается как непосредственно влияющая на жизнь участников или потому что она недостаточно хорошо объясняется в образовательных программах.

Вывод

Исследование показало, что экономические компетенции играют важную роль в современном мире, так как они влияют на благосостояние, качество жизни, устойчивость к кризисам и экономическое развитие. Уровень экономической грамотности и дохода участников коррелируют между собой, а также с их готовностью уделять время обучению финансовой грамотности. Большинство участников признали важность экономических компетенций для повышения качества жизни, смягчения негативного воздействия экономических кризисов и повышения экономического потенциала нации. Наиболее актуальными темами, согласно мнению участников, являются рынок и финансовая грамотность. Инфляция считается менее актуальной темой, возможно, потому что она не воспринимается как непосредственно влияющая на жизнь участников или потому что она недостаточно хорошо объясняется в образовательных программах.

Список литературы

  1. Борисова Е.А., Кузнецова О.В. Экономика как сфера жизни человека и общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2017. № 4. С. 3-15. 
  2. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 19-е изд. М.: Вильямс, 2010. 1360 с. 
  3. Стрельцова Е.А. Экономика как фактор социального, политического и культурного развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 4. № 1. С. 67-72. 
  4. Леонтьев В.В., Леонтьева Е.В. Экономические компетенции: сущность, структура, содержание // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 5. С. 3-25. 

Авторы: Гаврилишин Д.В., Магомедов М.Р., Татранов Р.Р.

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра экономики и менеджмента; Научный руководитель: ассистент кафедры экономики и менеджмента – Даниленко Е.Е.

Wsem обо Всём
Автор: Гаврилишин Д.В., Магомедов М.Р., Татранов Р.Р.
Последние публикации автора


Встреча в Петербурге Владимира Путина и спецпосланника президента США Стивена Уиткоффа

11 апреля в здании Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге состоялась встреча Владимира Путина и спецпосланника президента США Стивен Уиткоффа, посвященная украинской проблеме.

Переговоры проходят в закрытом формате.Встреча никак не связана с прошедшими в Стамбуле переговорами РФ и США. Однако ранее Дональд Трамп заявил, что введет дополнительные санкции на Москву, если Россия не подпишет соглашение о прекращении огня до конца апреля. Ожидается, что встреча станет значимым шагом в процессе урегулирования ситуации на Украи... Читать 1 мин.

Встреча в Петербурге Владимира Путина и спецпосланника президента США Стивена Уиткоффа

Переговоры по линии МИД между Россией и США в Стамбуле завершены

На переговорах не затрагивалась тема Украины, они были посвящены двусторонним отношениям.

Переговоры проходили на территории российского Генконсульства России в Стамбуле. Делегацию от Москвы возглавил посол РФ в Вашингтоне Александр Дарчиев, который ранее руководил департаментом Северной Атлантики в МИД России, а со стороны США участвовала заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Соната Коултер. Продолжительность пере... Читать 1 мин.

Переговоры по линии МИД между Россией и США в Стамбуле завершены

Литва продолжает наступление на русский язык

В Литве продолжается борьба со всем русским. Теперь "под раздачу" попали мемориальные доски.

Совет городского самоуправления Вильнюса принял на заседании решение снять мемориальные доски, посвящённые писателю Фёдору Достоевскому (1821-1881) и премьер-министру Российской империи Петру Столыпину (1862-1911).  Разрешение на них было получено уже в годы “независимости”. На досках присутствуют надписи на двух языках: литовском и русском. Это дв... Читать 1 мин.

Литва продолжает наступление на русский язык

7 апреля Путин встретился с главой компании «Аэрофлот»

Рабочая встреча Владимира Путина с генеральным директором и председателем правления публичного акционерного общества «Аэрофлот – Российские авиалинии» Сергеем Александровским была посвящена работе компании в 2024 году.

«Аэрофлот – Российские авиалинии» состоит из трех компаний: «Аэрофлот», «Победа» и «Россия»Показатели компании за 2024 год. Численность группы 33,5 тыс. человек. Капитализация «Аэрофлота» по итогам 2024 года выросла на 70%, теперь компания входит в ТОП-3 лидеров индекса Московской биржи.  Перевезено 55 млн пассажиров (из ни... Читать 2 мин.

7 апреля Путин встретился с главой компании «Аэрофлот»

Трамп пытается давить на Россию

Отвечая 6 апреля на вопросы журналистов на борту борту Air Force One, Трамп заявил, что ему не нравятся действия России.

Вашингтон и Москва продолжают взаимодействие заявил Трамп: «Мы ведем переговоры с Россией. Хотелось бы, чтобы она остановилась. Мне не нравятся бомбардировки, они продолжаются и продолжаются. Каждую неделю убивают людей и тысячи молодых людей, и это ужасная вещь, которая никогда не должна была начаться». Однако он ни слова не сказал о продолжающихс... Читать 1 мин.

Трамп пытается давить на Россию
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
02.04.2025
Как смех и юмор влияют на наше эмоциональное состояние и психическое здоровье
Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пир...
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
09.04.2025
Пироговский Университет стал частью проекта «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей»
Медицинские и фармацевтические вузы, в которых создаются Центры компетенций, будут способс...
Шаповалова Ольга
Шаповалова Ольга
08.04.2025
Молодежь садится за руль: почему в логистике молодеют грузчики и водители
В эпоху, когда логистика становится драйвером прогресса, молодёжь всё чаще выбирает профес...
Юлия
Команда "Добротворцы", шк. 335
11.04.2025
Пять месяцев в Янино - 2
История одной семьи об эвакуации из зоны боевых действий во время блокады Ленинграда.
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
06.04.2025
Внимание: клещи!
Марина Владимировна Костюченко, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицины ката...
Wsem обо Всём
Михаил Кутушов
4 ч. назад
Враг депрессии найден в хвое
Запах новогодней ёлки способен вернуть ощущение детства, быстро поднять настроение и помоч...
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
09.04.2025
Пироговский Университет стал частью проекта «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей»
Медицинские и фармацевтические вузы, в которых создаются Центры компетенций, будут способс...