Российские компании проявляют все больший интерес к коммерческой концессии, то есть к франчайзингу. По договору коммерческой концессии правообладатель предоставляет пользователю комплекс прав на объекты интеллектуальной собственности для извлечения прибыли и развития бизнеса.
По данным Роспатента, в сравнении с 2022 годом количество зарегистрированных франшиз в 2023 году выросло на 5%, а за последние пять лет количество сделок по договору коммерческой концессии увеличилось на 50%. Роспатент отмечает важную роль в этом процессе Единого портала госуслуг. В прошлом году почти в три раза сократился средний срок регистрации распоряжения исключительным правом. Теперь получить государственную услугу можно за 26 рабочих дней.
«Термин „коммерческая концессия“, используемый в российском законодательстве, известен в международной торговой практике как „франчайзинг“. Коммерческая концессия представляет собой форму сотрудничества между предпринимателями, при которой одна сторона предоставляет другой право на использование своего товарного знака, технологии, ноу‑хау или других ресурсов в обмен на определённую плату.
Польза от заключения коммерческой концессии заключается в возможности расширения бизнеса за счёт использования уже узнаваемого бренда или проверенной бизнес-модели. Это помогает привлечь больше клиентов, увеличить объём продаж и улучшить финансовые показатели предприятия.
Однако, следует помнить, что коммерческая концессия также несет некоторые риски, включая утрату контроля над брендом и возможность конфликтов с концессионером. Поэтому перед заключением соглашения важно тщательно изучить все условия и риски, связанные с данной сделкой.
Увеличение количества зарегистрированных франшиз свидетельствует о том, что участники торговых отношений активно пытаются использовать новые ресурсы и возможности для развития своего бизнеса», — комментирует эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Юлия Казановская.