Если руководитель бизнеса не умеет давать обратную связь сотрудникам, это подрывает уверенность команды в своих действиях, что в конечном счёте приводит к деградации коллектива и снижению эффективности всех процессов в компании, считает соосновательница, учредитель и генеральный директор компании “ICDMC” (ТМ “Симбионты Кутушова”) Екатерина Паршина.
Эффективная обратная связь является ключевым инструмент в управлении персоналом, который помогает сотрудникам развиваться, а компании — достигать стратегических целей. Важность обратной связи заключается не только в содержании, но и в том, как она предоставляется.
Предприниматель поделилась принципами эффективной обратной связи:
Конкретика и факты. Обратная связь должна быть основана на чётких примерах и конкретных результатах. Избегайте общих фраз вроде «ты не справился» или «всё отлично». Вместо этого используйте детали: «В этом проекте ты продемонстрировал высокий уровень ответственности, особенно в части подготовки презентации, однако есть возможность улучшить точность расчётов в финансовой части.";
Своевременность. Обратная связь должна предоставляться максимально близко к событию. Чем дольше вы откладываете разговор, тем меньше пользы он принесёт, так как сотрудник может утратить контекст;
Баланс положительного и конструктивного. Начинайте с похвалы за достигнутые результаты, затем переходите к зонам роста. Такой подход помогает сохранить мотивацию сотрудника и показывает, что вы цените его вклад;
Фокус на решение, а не на проблему. Вместо того, чтобы зацикливаться на недостатках, предложите пути улучшения: «Как ты считаешь, какие дополнительные инструменты или знания могут помочь тебе повысить точность в следующем проекте?».
“SWOT-анализ (сильные стороны, слабости, возможности, угрозы) – это не только инструмент стратегического планирования, но и мощный способ работы с командой”, — говорит Екатерина. Попросив сотрудников провести SWOT-анализ своей деятельности или выполненного проекта, вы получите, в первую очередь, взгляд изнутри. Сотрудники часто видят те аспекты работы, которые могут быть недоступны руководителю. Люди склонны обращать внимание на разные стороны работы – кто‑то подчеркнёт сильные стороны, а кто‑то укажет на сложности. Это создаёт более полную картину.
Реагировать на результаты SWOT-анализа тоже нужно правильно. Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя в безопасности, делясь своими мыслями, особенно негативными. Если они видят, что вы готовы слушать и учитывать разные мнения, это мотивирует их быть честными и активными.
Никогда не критикуйте человека за его замечания, даже если они звучат резко или эмоционально. Например, если сотрудник пишет в разделе «угрозы» о недостатке ресурсов или проблемах в коммуникации, то это не повод для конфронтации. Это сигнал, который нужно проанализировать и учесть.
Если в SWOT-анализе указаны слабости компании, не занимайте оборонительную позицию. Вместо этого спросите: «Какие конкретные шаги, на ваш взгляд, помогут устранить эту проблему?» Когда сотрудники видят, что их мнение учитываются, это сразу же создаёт атмосферу уважения и повышает вовлечённость.
“Категорически запрещается наказывать или призывать к ответу сотрудников за их высказывания, даже если они звучат критически. Осуждение таких мнений подрывает доверие и заставляет сотрудников замалчивать проблемы в будущем. Создаёт атмосферу страха, что негативно сказывается на продуктивности и инновациях. Препятствует выявлению реальных проблем и их решению”, — предупреждает эксперт.
Вместо этого важно использовать такие замечания как возможность для роста. Эффективная обратная связь — это процесс двусторонний. Руководители, которые умеют слушать и конструктивно реагировать на отзывы сотрудников, создают условия для устойчивого роста и развития своей команды.