Есть иллюзия, что все страны определились со своими торговыми партнёрами, но на самом деле государства и транснациональные корпорации стремятся к завоёвыванию большей доли рынка и новых рынков. Санкции, которые не отвечают нормам международного права, вопреки своей природе, для России стали возможностью экономического роста, развития собственных производств в ряде отраслей экономики, а сегодня ещё есть условия для особой экономической роли России в незападном мире.
Россия ответила на санкции контр-санкциями и политикой импортозамещения — поиском альтернативы попавшим под санкции товарам, их поставка через третьи страны или производство отечественных аналогов. Важно понимать, что для некоторых отраслей разработка своих комплектующих может занять десятилетия. Раннее импорт товаров был лишь вопросом удобства, при наличии необходимых ресурсов для собственного производства. После введения ряда ограничений в сторону России развитие в стране пришло на ряд отраслей: пищевая, лёгкая, химическая, промышленность, машиностроение и авиастроение — что характеризуется ростом ВВП в 2,8% за 2023 год.
Санкции, введенные западными странами против России в 2022 году в виду СВО на Украине, привели к уходу с рынка продавцов, которым, казалось, не может быть замены: Zara, Adidas, Nike — любимая многими одежда, IKEA — чьи товары составляли большую часть бытовых принадлежностей во многих домах страны, а также техника – Bosch, Canon, Sony и другие. Это же относится к любимым продуктам — европейские продукты и напитки, однако сегодня российский агропромышленный комплекс активно развивается. Активно идет импортозамещение в машино- и авиастроении, на смену западным комплектующим постепенно приходят отечественные аналоги.
Условия ограниченности импорта дали толчок развитию и уже существовавших российских брендов, таких как Lime, 12 Stories, 31 gate, try on dress. Они смогли укрепиться на рынке, так как перестали сдерживаться зарубежным масс-маркетом. При этом российский рынок по-прежнему остается привлекательным для западных компаний, так что некоторые из них вернулись, урегулировав юридические вопросы. Stars Coffee, идентичный со Starbucks; «Вкусно и точка» - полный прототип McDonald’s, который даже открыто проводил опрос для выбора нового названия сети, так что многие ещё до официального «переоткрытия» знали, что «Вкусно и точка» — это McDonald’s; MAAG — новая Zara. Бренды не меняли своей концепции, они лишь заново вошли на российский рынок под другими именами, но остались также узнаваемы. Особое место в экономике сейчас занимает Китай, ограниченный в доступе к технологиям США, но активно развивающий сотрудничество с Россией.
Настоящее положение России показывает, что государство не только быстро адаптировалось к ограничениям, но и продолжает активно развиваться, а также укрепляет свои позиции в незападном мире за счёт сотрудничества с незападными странами. Россия имеет необходимые ресурсы и условия, чтобы без сотрудничества с западными государствами укреплять свои позиции, улучшать собственный рынок и, благодаря открывшимся перспективам нового сотрудничества, выходить на новые рынки, заняв ведущую роль в ряде отраслей в незападном мире.