Термин «шринкфляция» происходит от двух английский слов: глагола shrink – сокращаться, уменьшаться, и inflation - инфляция. По сути это вид скрытой инфляции, т. е. удорожания товаров через сокращение размера или веса упаковки. Возникновение термина шринкфляция связывают с экономическим спадом в США в 1970-е годы. В условиях сокращения платёжеспособного спроса и роста издержек производители были вынуждены пойти на сокращение упаковки товаров, чтобы сохранять привычный для покупателей уровень цен. В России о шринкфляции заговорили в период финансов-экономического кризиса 2008–2010 гг.
Причинами шкринкфляции являются:
- Инфляция, т. е. рост цен, в том числе на сырье, которое используется при производстве товара.
- Снижение покупательной способности населения, которое также может быть следствием инфляции.
- Стратегические задачи компании, которые могут быть связаны с повышением прибыльности бизнеса, обеспечиваемой скрытым ростом цен.
- Психологическими особенностями потребителей, когда у них наблюдается высокая эластичность (или зависимость) спроса от изменения цены.
- При выводе товара на новый рынок цены иногда намеренно занижаются компанией (для внешних рынков это называется демпингом), что может обеспечиваться также за счёт снижения количества или веса товара в упаковке.
В России объём и количество товара в упаковке регулируют государственные стандарты. Однако производители могут не придерживаться ГОСТов и выпускать товары по техническим условиям (ТУ). Инициативы законодательного регулирования шринкфляции пока находятся на этапе обсуждения.
За рубежом также активно ищут пути борьбы со шринкфляцией. Во Франции разрабатывается законопроект, который обяжет производителей информировать покупателей об изменении веса и объёма товара; в Германии готовится законопроект, строго регламентирующий объёмы упаковки некоторых товаров; а власти Южной Кореи планирую создать специальную комиссию, которая будет отслеживать размеры и цены товаров.
Практические советы для покупателей на маркетплейсах:
- Используйте фильтры для поиска товара с указанием веса или объёма товара.
- При поиске товара формулируйте поисковый запрос с указанием веса или объёма товара.
- Используйте сортировку товара по цене.
- Внимательно изучайте информацию в карточке товара, убедитесь, что в ней указан вес или объём товара.
- Иногда продавцы на маркетплейсах предлагают купить товары мелким оптом, т. е. сразу несколько единиц товара, что может быть более выгодным, чем покупка единицы товара.
- Добавьте несколько понравившихся товаров в избранное, а затем выберите наиболее выгодную альтернативу на основании соотношения «цена/ вес, объём или количество товара».
Практические советы для покупателей на офлайновых магазинах:
- Изучите ценник товара. Определите, за какую единицу измерения товара на нем указана цена.
- Если цена указана за упаковку, то нужно найти на упаковке товара его вес, объём или количество штук (например, количество яиц).
- Если цена указана за 100 гр., то необходимо умножить цену на 10, чтобы получить цену за килограмм продукта.
- Сравнивайте понравившийся товар с аналогичными, используя соотношение «цена/ вес, объём или количество товара».
Рожков Илья Вячеславович – кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой маркетинга по научной работе Факультета «Высшая школа управления», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», член НП» Гильдия маркетологов»







