Однако сериала получил большой хайп в первую очередь из-за пропаганды ауе* среди подростков и задача сериала разложить общество и наше Отчество через пропаганду блатной романтики.
Но давайте разберемся, есть ли здесь признаки романтизации преступной жизни или этот сериал все-таки поучительный для подростков?
Кто создатель сериала?
Сериал основан на книге Роберта Гараева «Слово Пацана. Криминальный Татарстан 1970х-2010х». Где описывается казанский феномен, а именно всплеск уличных группировок Казани. Тогда в 70-х на слуху были печально известные группировки, такие как «Тяп ляп» и «Хади-Такташ». К слову в лихие 90-е многие казанские группировки кошмарили всю Россию. Сам автор этой книги был частью одной уличной банды Казани в 70-х-80-х годах.
Режиссёром выступил Жора Крыжовников, а продюсером Фёдор Бондарчук. Спонсировал сериал Институт Развития Интернета.
Скандалы вокруг сериала
Еще на этапе съемок сериала произошли первые скандалы. Власти Татарстана отказали в разрешении их проведения в Казани. Это решения поддержали и жители Казани, они достаточно насмотрелись на это в реальности. Съемки перенесли в Ярославль.
Глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» не соответствует «той политике, которой мы следуем». По его словам, эту позицию парламент республики должен донести до руководства России.
Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец обращалась в Роскомнадзор с просьбой запретить показ сериала «Слово пацана». Но, Роскомнадзор не нашел для этого причин.
Евгений Федоров в интервью для Telegram-канала «Путин в Telegram», заявил, что он убеждён в финансировании сериала из-за рубежа для разложения российской молодежи:
«Вся эта романтика финансируется и создается из-за рубежа для того, чтобы российская молодежь погибла. Это просто смерть, с точки зрения развития общества, это суицидальная идеология. Вот именно её нам и насаждают, в том числе, через этот сериал. Понятно, что те люди, которые это делают — откровенные враги нашего Отечества и народа.
Однако популярность сериала не ограничилась Россией, он стал популярен и на территории Украины.
Минкульт Украины призвал прекратить распространение и продвижение проекта, а также сообщил, что сериал украинцы смотрят «на пиратских и российских ресурсах, что является незаконными действиями». Выглядит очень демократично. А многие промытsе блогеры вообще считают АУЕ* — частью чуждой им российской культуры. Но конечно, про криворожских «бегунов» вспоминать никто не будет, ибо тогда окажется, что такое явление как уличные группировки были характерны не только для России.
Сюжет
События происходят в 1989 году в Казани вокруг группировки Универсам. В реальности ее не существовало, скорее всего в основу взят собирательный образ некоторых группировок Казани. Но в сюжете упоминаются банды «Тяп-ляп» и «Хади-такташ».
Сюжет строится вокруг 4 главных персонажей: Андрей Васильев (Пальто), который пришивается к группировке «Универсам» ради защиты, Марат Суворов (Адидас младший) ровесник Андрея член группировки «Универсам», Владимир Суворов (Вова Адидас) —«супер» а позже и лидер группировки «Универсам», а также другие члены группировки Универсам: «суперы» Зима и Турбо, экс лидер «Кощей» и другие.
Персонаж Пальто списан с автора книги Роберта Гараева. Будучи школьником, он столкнулся с такой ситуацией. И группировка стала местом защиты. А если говорить на языке сериала: «Надоело быть чушпаном, хочу быть с пацанами». Фраза улиц 70-80-х годов — это адаптированная мысль Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: «Я тварь дрожащая или честь имею?». Однако слова Пальто приводят к нехорошим последствиям.
Для каждых из героев сериала конец плохой. Если в первых двух сериях есть романтизация лихого образа жизни, то с третьей серии всё становится куда мрачнее. А с 5-8 идет ощущение полной безнадеги.
А конца у таких «горе бандитов» всего лишь два — тюрьма или смерть.
Насчет последнего: это за гранью добра и зла. Одно дело, если мы смотрим в фильме смерть взрослого бандюгана, но с другой стороны когда погибает 13 летний пацан, тут становится страшно. Жалко родителей, это трагедия.
Хотя позже возникает вопрос, а жаль ли его? Вчера он устраивал гоп-стоп и грабил своих ровесников и куда смотрели родители? В конце концов ребенок — это следствие воспитания родителей. Таким образом, в сериале поднимается вопрос: отцов и детей. Одни родители оплакивают своего ребенка, хотя вина их в том, что просто не интересовались его жизнью. Смерть Ералаша один из таких примеров. Вторые открещиваются от своего дитя, хотя оно следствие воспитание родителей, например когда отец Вовы Адидаса обвиняет его, что он убийца и уничтожил карьеру отца — директора завода. Третьи просто отказываются помогать ребенку в сложной ситуации, к примеру изнасилованная Айгуль не получила поддержки от своих родителей и покончила с собой. А кто-то теряет рассудок из-за ребенка, как мать Пальто.
Слово пацана — Бригада 2.0?
Многие сравнивают сериал с «Бригадой». Он также рассказывает о бандитизме и снискал популярность в народе как у подрастающего поколения, так и у взрослых. Однако сериал деструктивный. Да, он показывает бандитов как мразей, но при этом они имеют какую-то. Да и суть сериала можно передать фразой — «пацан к успеху шел, но чутка не фортунало». Саша Белый теряет всех своих друзей, отправляет свою жену и сына заграницу — там безопаснее, но при этом он с депутатским мандатом. Суть такова — бандитизм это социальный лифт, но с некоторыми издержками.
И это никак не вяжется с сериалом «Слово пацана». Пацанские понятия и братство сегодня есть, а завтра нет. Сегодня твой товарищ пойдет с тобой на делюгу, а завтра засадит тебе под ребро, чтобы устранить конкурента внутри банды, или распустит слух, что ты помазок и целовался с вафлершей. Да и просто посмотрите сцену с судьбами членов «Универсама». Никто депутатом не стал, все мертвы до единого.
«Слово Пацана:Кровь на асфальте» больше по духу похож на «Бандитский Петербург — Адвокат». Тоже снискал популярность о российского зрителя, но не такую как «Бригада». Тут смысл такой же — дорога криминала: дорога к смерти.
Чему учит сериал?
Сериал актуален и в наши дни. Конечно, этот сериал стоит смотреть родителям с детьми, чтобы обсудить с ними такую тему: не попал ли ребенок в плохую компанию, не интересуется культурой АУЕ*, да и в целом родитель должен интересоваться жизнь ребенку, пока тот не стал Вовой Адидасом.
Однако мало кто заметил, что есть у сериала и политическая подоплека. События разворачиваются в 1989 году — идет перестройка, во главе страны М.С. Горбачев. Народ наблюдает как аппарат КПСС гниёт, как страну продают Западу и происходит утрата ценностных ориентиров.
Дети, попадают на улицу, родители пытаются заработать и воспитание ограничивается покупкой безделушек. Нет места в стране для таких, как Макаренко, который бы занялся воспитанием беспризорников и брошенных на произвол судьбы юношей. А из них ковались достойны мужи Отечества, которые друг за друга стояли насмерть в 41-м под Москвой. На место Макаренко пришли матёрые уголовники, которые вкладывали свои «понятия» в юношеские головы.
В 80-90-х годах на улице доминировала не государственная идеология, а понятия. Начало Перестройки — смерть идеологии КПСС. На её место пришли деструктивные законы. И эти мужи стоят насмерть не за Родину, а за свой шкурный интерес. И эта скорлупа — не защитники Отечества, а расходный материал. На место одной мертвой скорлупы, придут три других. Это первые солдаты «Перестройки» — они гибли из-за того, что оказались с не того района.
И это вина государства, которая убрала идеологию. На её место пришел шкурный интерес. А с развалом СССР — шкурный интерес стал официальной идеологией новой России.
Сейчас Россия возвращает свой суверенитет и любое проявления ауе* пресекается. Но есть много неформальных молодёжных группировок, которые могут покалечить вашего ребенка. Поэтому важно, чтобы родители знали, что происходит с их чадом на этапе взросления. Куда он ходит, с кем общается, чем увлекается. Важно, чтобы залогом воспитания добра, патриотизма, любви к родителям, окружающим, к Родине была семья. И государство должно во главу угла поставить идеологию. Потому что, как мы видим, отказ от государственной идеологии уничтожает даже институт семьи.
*признана экстремистской на территории РФ