Творчество и ремесленничество — принципиальная разница
Творчество — это когда проблема не решается сразу и требует серьёзных волевых усилий (муки творчества, а ремесленничество — это когда результат импровизируется легко и радостно, потому что элементы такого продукта были раньше хорошо отработаны и опыт позволяет использовать их.
Сразу итог: теория и практика говорят, что творчество недоступно нейросетям, потому что использует уровни решения проблемы, полностью отсутствующие в этой технологии (не пока что, а в принципе), а вот ремесленничество - легко, потому что оно использует уже наработанный опыт творцов, залитый в базы нейросети.
Каждый может сам прикинуть, какой процент его профессиональной деятельности занимает ремесленничество, а какой - творчество: если разработка идет легко и приносит радость — это ремесленничество, а то, что мучительно трудно и не дается сразу - творчество.
Легко формализуемая деятельность (математики, шахматы, программирование и т. п.) дается детям в раннем возрасте потому, что мало использует обширный опыт разной тематики, а достаточно накопить лишь узко специфичных навыков.
Занятие биологией, политикой, философией и т. п. продуктивны лишь в зрелом, а то и пожилом возрасте, потому, что только к 30–35 годам у человека заканчивается анатомическое развитие лобной коры и возникает возможность накапливать высокоинтеллектуальный опыт - мудрость.
Теория
Хотя многие думают, что такие области психики, как сознание и творчество все ещё не изучены, это не так: теория МВАП (есть в поисковиках) обобщает в адекватные реальности модели все уровни организации мозга, а действующий прототип индивидуальной системы адаптивности Beast (открытый код) верифицирует МВАП для самых сложных уровней адаптивности.
Нейросети затрагивают только первые два уровня решения проблемы (в терминологии МВАП), но кроме принципа GPT не используют множество необходимых составляющих. Третий уровень (решение проблемы запросами к наследуемым информационным функциям в контексте общей информационной картины) вообще отсутствует. Т. е. даже ремесленничество у нейросетей очень ограничено. До четвёртого, творческого уровня доминанты нерешённых проблем (гештальт по психологистки), далеко не доходит. А чтобы доходило нужно создать новое живое существо, начиная с его гомеостатических потребностей и базовых стилей поведения. А потом правильно воспитать его. Но даже создав живое существо и натаскав его жизненный опыт, оно окажется в рамках уже имеющихся представлений, которые довольно быстро устаревают (вот для чего нужна смерть вовремя).
Практика
Для сопровождения своих текстов я заказал нейросетям большое количество картинок, и чтобы они получились хоть сколько-то приемлемыми, пришлось генерировать огромное число вариантов разными нейросетями. Очень редко бывало, когда сразу получалась во всех отношениях удачная иллюстрация. Приходилось править в фотошопе, часто сводя несколько картинок, и только после немалой возни получался приемлемый результат.
Иногда так и не удавалось получить даже простую картинку. Например, с заданием нарисовать «Осьминог напал на альпиниста на берегу горной реки» не справляется ни одна нейросеть просто потому, что человечьих заготовок с осьминогом вне моря нет, базы пусты и получается совершенно негодная ерунда.
Показателен случай с логотипом сайта. Я дал сетке задание нарисовать Элегантную букву «F» (со словами у нейросеток вообще беда). И сетка нарисовала в самом деле интересную буквицу. Но удачно состыковать её со словом оказалось непросто, это смог только человек. Когда я дал буквицу дизайнеру и попросил оценить, он взял и слегка переделал её, но так, что возникло новое качество, куда более выразительное, и он состыковал свою новую букву со словом так, как не по силам никакой нейросетке.
В фотошопе уже есть встроенная нейросеть с промтом для ввода текста описания картинки. У дизайнеров появился всего лишь новый инструмент, облегчающий их работу, но не заменяющий само творчество и оценку его результата.
Вывод
Профессионала сегодня возможно заменить нейросетью только в самых непритязательных случаях. И завтра будет так же. Даже создав и за много лет воспитав новое живое существо, оно просто станет ещё одним специалистом, но через некоторое время его опыт морально устареет и потребуется новое, воспитанное с нуля существо (строго доказано). Иначе бы в природе не были бы опитимизированы сроки жизни всех видов существ.