Современное развитие антимонопольного регулирования в России характеризуется последовательным усилением мер ответственности за нарушения конкурентного законодательства. В конце 2024 года вступил в силу Федеральный закон № 467-ФЗ, вносящий существенные изменения в уголовное законодательство в части преследования картельных соглашений. Закон вводит квалифицированный состав преступления для случаев заключения ограничивающих конкуренцию соглашений между конкурентами, особенно если такие действия повлияли на ценообразование в ходе обязательных торгов. Максимальное наказание за подобные нарушения предусматривает лишение свободы сроком до пяти лет с сопутствующим штрафом, а для преступлений, совершенных организованной группой, срок увеличивается до шести лет с более существенными финансовыми санкциями. Важным аспектом нововведений стало уточнение понятия «дохода», полученного в результате картельного сговора, а также условий освобождения от ответственности при добровольном возмещении ущерба.
Параллельно с ужесточением уголовного преследования был принят Федеральный закон № 262-ФЗ, направленный на повышение эффективности контрольной деятельности антимонопольных органов. Закон вводит административную ответственность за воспрепятствование проведению проверок соблюдения запрета на антиконкурентные соглашения. Размер штрафов по новым нормам варьируется в зависимости от масштабов деятельности компании, достигая двух миллионов рублей, что создает дополнительные стимулы для соблюдения законодательства.
Значимым изменением в антимонопольном регулировании стало расширение понятия «хозяйствующий субъект» за счёт включения в него самозанятых граждан. Эта мера направлена на обеспечение равного доступа к механизмам защиты от недобросовестной конкуренции для всех категорий участников рынка. Одновременно усиливаются превентивные инструменты контроля: антимонопольный орган получил право направлять предостережения не только в ответ на публичные заявления, но и при получении достоверной информации о потенциальных нарушениях. Особое внимание уделяется мониторингу высказываний представителей отраслевых ассоциаций, которые могут провоцировать координацию экономической деятельности и необоснованный рост цен.
Совокупность принятых мер демонстрирует комплексный подход к защите конкуренции, сочетающий ужесточение ответственности за наиболее серьёзные нарушения с расширением профилактических механизмов. Такая политика способствует созданию прозрачной конкурентной среды и предотвращению злоупотреблений на товарных рынках.
Составлено на основе Доклада ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2024 год







