«Даже самые красивые ноги где-нибудь заканчиваются» (Юлиан Тувим)
С момента создания гением Леонардо да Винчи портрета «Неизвестная» («Прекрасная Ферроньера») более 500 лет, до сих пор нет ясности, кто изображён на портрете или кто позировал художнику. Как так получилась, что этот портрет в Италии в конце ХV века был назван по фамилии четы Парижского адвоката месье Феррона, жившей в начале ХVI века?
Освежим в памяти то, что известно.
В свете статьи Алины Алексеевой-Маркезин
Статья Алины Алексеевой-Маркезин «Прекрасная Ферроньера. Леонардо да Винчи», опубликованная 25 февраля 2015 года, была иллюстрирована фотографией красивой итальянки в возрасте 20-25 лет. Исходя из текста, это могла быть Лукреция Кривелли — возлюбленная герцога Миланского Лодовико — Мария Сфорца, прозванного Моро (1452-1508 гг.). Указанная в статье дата написания портрета придворным художником Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), очень расплывчатая: 1490-96/1495-97 годы. И не реальная, если знать, что 43-летний герцог впервые заинтересовался молоденькой фрейлиной своей жены Беатриче де Эсте (1475-1497 гг.) в 1495 году, когда супруга была беременной вторым сыном Франческо. Этому есть подтверждение.
Писатель Коллинсон – Марлей Леси в книге «История династии Сфорца» написал: «В 1495 году один из Станге сообщил в письме к маркизе Изабелле де Эсте-Гонзаго, сестре герцогини Беатриче, о том, что Лодовико воспылал страстью к Кривелли. Но ведёт себя чрезвычайно осмотрительно». Связь держалась не просто в тайне, а в строжайшей тайне, поскольку герцог амурничал с любимой фрейлиной жены.
В 1496 году Лукреция родила от Моро дочь Бону (не путать с её двоюродной сестрой Боной Мария Сфорца, королевой Польши). Это исторический факт. Со слов писателя Кинга Росса, «в ноябре 1496 года очевидец из Феррары писал на родину родителям Беатриче де Эсте: согласно новостям из Милана, Лодовико проводит всё своё свободное время и ищет утех в обществе девицы, состоящей на службе у его жены. Здесь на это смотрят с осуждением». Иными словами, в 1496 году их тайная интимная связь вылезла наружу, к большому огорчению герцогини Беатриче, находящейся на последних месяцах беременности… В ночь со 2 на 3 января 1497 года 22- летняя Беатриче умерла при родах мёртвого Леона… А Лукреция через два с половиной месяца родила сына, наречённого Джованни Паоло I Сфорца.
Таким образом, если согласиться с тем, что Лукреция была сверстница внебрачной дочери герцога Джованни Бьянки Сфорца (1481/1482 гг.), то ей на момент знакомства с Моро в 1495 году было 14/13 лет, что не согласуется с возрастом изображённой на портрете особы с ферроньерой (украшение на лбу). И ещё. Лодовико Сфорца не мог в 1490-1494 годах заказать художнику портрет Лукреции. В эти годы она была ребёнком, не находилась в свите герцогини, Моро её не знал. Герцог мог заказать придворному художнику Леонардо да Винчи портрет Лукреции в 1495-1496 году, когда их тайная интимная связь вылезла наружу. Это могло быть и в период беременности Лукреции дочерью Бонной или сыном Паоло. Неспроста портрет создан по пояс, «без рук». Не такой, как портрет фаворитки герцога Чечилии Галерани (1473-1536 гг.) или портрет «Джоконда».
Готовый портрет Моро подарил Лукреции, посетив её в палаццо Кривелли. 28 декабря 1496 года, Моро видел этот портрет на стене гостиной. Следовательно, в 1497 художник портрет не писал. Удручает, что многие авторы бездумно списали друг у друга фразу: «Леонардо писал портрет Лукреции Кривелли 7 (семь) лет».
Леонардо да Винчи: «Неизвестная»
Интерес к этой особе появился 300 лет спустя, после обнаружения в 1804 году в бумагах Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) сонета, в котором придворный поэт (имя неизвестно) воспел красоту Лукреции на портрете, написанном великим magistro по заказу Моро масляными красками на планшете из дерева (но не на полотне, как пишут). Куплет из сонета: «Знаешь которую, та зовётся Лукрецией. Боги щедрой рукой ей даровали всего. Редкой была красоты. Писал Леонардо, влюблён был Моро — правителям царь этот, художникам тот».
Листок с сонетом обнаружил Джованни Батисто Вентуре (1746-1822 гг.) в 1119-страничном Манускрипте «Атлантический Кодекс», охватывающий 1476-1519 годы. По видимому, поэт передал его художнику. Этот сонет не несёт прямых доказательств, что речь идёт об известной картине «Прекрасная Ферроньера», находящейся на демонстрации в Парижском Лувре с 1797 года. Все согласны, что Леонардо да Винчи написал какой-то портрет итальянки Лукреции, но именно ли этот — не установлено. Найденный документ побуждает заинтересованных лиц продолжить поиск упомянутого в сонете портрета или добыть доказательства, подтверждающие, что на имеющемся портрете «Прекрасная Ферроньера» изображена Лукреция Кривелли или иная реальная особа.
С картины на нас смотрит красавица в возрасте 20-25 лет, но никак не 15-16 лет. Пока исследователями не установили личность, которая позировала художнику или изображена им, мы имеем обезличенный портрет. Поэтому, у этой картины, выполненной масляными красками на деревянном планшете есть ещё названия «Прекрасная незнакомка», «Портрет незнакомки», «Неизвестная». В условиях неопределённости формируется предположение: возможно, это Лукреция Кривелли. Не более того.
Кстати, серьёзный исследователь Адольфо Вентуре в 1933 году обосновал своё мнение, что на портрете «Прекрасная Ферроньера» работы Леонардо да Винчи не Лукреция Кривелли. Он считает, что оригинальная живопись с её изображением на портрете «Юная леди Лукреция Кривелли» работы художника Бернардо Мартини была показана на выставке в Шпейере в музее Histrisches с 19 июня по 19 ноября 1995 года, а затем помещена в надёжное хранилище. В интернете можно найти этот портрет.
Мы отклоняем предположение авторов, что моделью к портрету «Прекрасная Ферроньера» могла быть супруга Моро Беатриче де Эсте.
В 1496 году она была беременна. Кроме того, она не желала позировать художнику Леонардо да Винчи по причине того, что он писал портреты любовниц Моро. Поэтому её портрет выполнил в 1491-1495 году маститый портретист Амброджо де Предис (1455-1508 гг.).
Информация о Лукреции Кривелли в Дифиците
Сведения о пассии герцога Лукреции Кривелли скупы и противоречивы. Она была не публичная особа, не фаворитка герцога, а его тайная любовница. В то время бульварная хроника не была в приоритете у хронистов. Их интересовали более важные темы, связанные с итальянскими войнами в 1494-1512 годы.
От себя добавим, заказ в 1496 году женатого герцога Миланского Лодовико Сфорца, у которого супруга была беременной третьим ребёнком, не нравился Леонардо да Винчи. Но отказать покровителю, с чьей руки он кормился, художник не мог. Портрет, моделью которого была Лукреция Кривелли, Леонардо не выписывал так тщательно и с любовью, как портрет фаворитки Чечилии Галлерани, заказанного холостым герцогом в 1490 году.
Для magestro Лукреция была заносчива, простовата и ему не симпатична. По этой причине он свёл количество сеансов позирования к минимуму. На выходе, получился портрет не так хорош, как портрет Чечилии, к которой он благоволил.
Готовый портрет герцог передал Лукреции. 28 декабря 1496 года Моро тайком навестил свою пассию в палаццо Кривелли, портрет висел на стене в прихожей.
После смерти любимой жены в ночь со 2 на 3 января 1497 года Моро отправил Лукрецию с сыном жить на подаренной вилле Куснаго на берегу озера Комо. Интересна приписка к Дарственной Грамоте: «Женщина сия, в дивных и редких узах любви, явила нам совершенную преданность и высказывала столь возвышенные чувства, что часто в приятном общении безмерную обретали мы с ней сладость и великое облегчение от наших забот».
По следам портрета в привязке к Лукреции Кривелли
Осенью 1499 года Ломбардию потрясло нашествие французских полчищ под предводительством злейшего врага Моро короля Людовика ХII (1462-1515 гг.). На сторонников Сфорца начались гонения. Лукрецию французы налегке вывезли из Комо в Милан, где держали два месяца, пытаясь выведать, где спрятаны сокровища герцога. Будучи любовницей, а не фавориткой, она всех секретов герцога не знала и её отпустили... Беременная от Моро Лукреция с сыном укрылась в замке Мантуанской маркизы Изабеллы де Эсте-Гонзаго. Портрета при ней не было.
Говорят, что король Франции Франциск I (1494-1547 гг.), одержав победу в битве при Мариньяно, в 1515 году вошёл в Милан. Здесь король, большой любитель живописи, пополнил свою коллекцию в резиденции Фонтенбло картинами итальянских мастеров. В том числе, портретом «Прекрасная незнакомка» кисти Леонардо да Винчи. В ходе инвентаризации произведений искусств в Фонтенбло в 1642-м и 1709-м годах за этим портретом закрепилось название «Прекрасная Ферроньера» (La Belle Ferroniere).
С 1797 года портрет находится в Парижском Лувре под таким названием. Кто позировал Леонардо да Винчи или кого именно художник изобразил на портрете, доподлинно не известно.
Алина Алексеева-Маркези в статье «Прекрасная Ферроньера. Леонардо да Винчи» от 25 февраля 2015 года примерила на итальянку описание француженки madame Ferron: «Она была изящна, соблазнительна, элегантна. У неё были длинные чёрные волосы, выразительные синие глаза, красивейшие в мире ноги. В центре лба у неё красовалось украшение, прикреплённое шёлковым шнурком, и эта необычная деталь лишь добавляла ей привлекательности». По нашему мнению, надо иметь богатое воображение или необузданную фантазию или обладать способностями незаурядного экстрасенса, чтобы глядя на поясной без рук, без ног портрет красивой молодой женщины представить себе и внушить людям, что у неё «красивейшие в мире ноги». Автор сообщает, что эта фраза имеет версию (заметьте исключительно в отношении мадам Феррон, но не Лукреции Кривелли): «По словам Ги Бретона, автора 10-томных “Историй любви в истории Франции”, король Франческо I полюбил жену Парижского адвоката Жана Феррона (madame Ferron), которую называли “Прекрасная Ферроньера”». Писатель, а также автор статьи не назвали имя героини, годы её жизни, что весьма важно для исторической хроники. В статье отсутствует изображение француженки для сопоставления с итальянкой — носительницей украшения на лбу в портретной работе Леонардо да Винчи по заказу Лодовико Сфорца в 1495-1496 году.
Россказни о красивой француженке La Belle Ferroniere
Елена Прокофьева в статье «Прекрасная Ферроньер последняя работа Леонардо да Винчи» от 24 июля 2011 года поведала: «В 1518 году во время прогулки по городу молодой король Франциск I (1494-1547 гг.) увидел в окне одного из домов женщину ослепительной красоты. С этой минуты король не смог изгнать из своих мыслей образ красавицы. Он мечтал о ней, он вожделел к ней и вознамеривался добиться её во что бы то ни стало».
Считаем информацию, о том, что 24-летний король один ходил по улицам Парижа, заглядывая в окна домов в поиске пикантной картинки, «лапшой повешенной на уши читателям. Короли передвигаются в каретах, запряженной шестью рысаками с кучером на козлах и двумя гайдуками на запятках. А если надо, то и с эскортом, чтобы поддержать величие и обеспечить безопасность монаршей особы». Из кареты, спрятавшись за шторку, король мог (как Л.П. Берия) высматривать интересные экземпляры.
Пассия герцога Людовико Сфорца и пассия короля Франциско I – два персонажа одного художника Леонардо да Винчи
Франциск I (1494-1547 гг.) стал королём Франции в 1515 году в 21 год от роду. Сексуально озабочен с юношеского возраста. Ему приписывают изречение: «Королевский двор без красивых женщин всё равно, что год без весны, а весна без роз». В те времена не иметь любовницы означало уклоняться от своих мужских обязанностей.
Однажды проезжая в карете по улицам Парижа, он был сражён на повал красотой женщины, показавшейся в проёме окна приличного особняка. Специально обученные люди, наведя справки, доложили монарху: «Дом принадлежит адвокату Жану Феррону, красотка – его жена, есть малолетняя дочь, изменять мужу не собирается».
Не беда, что избранница замужем, имеет дочь и не собирается изменять мужу. Для монарха это не прблема. Он, руководствуясь девизом: «Что хочет король, то хочет Бог», отдал распоряжение доставить красавицу во дворец. Франциск I по прозвищу «Король-рыцарь», в первый приход к нему мадам сломил её сопротивление и добился своего. Говорят, что от напряжения или механического воздействия у мадам лопнула вена на лбу. Пришлось в следующий раз маскировать травму медальоном на шёлковом шнурке. Якобы с лёгкой руки мадам Феррон в моду вошло налобное украшение, названное ферроньеркой. Повторимся: во Франции шёл 1618 год, а в Италии Леонардо да Винчи написал портрет Лукреции Кривелли с ферроньеркой в 1496 году, то есть, на 22 года ранее.
Король в партнёрше души не чаял. Со слов выше упомянутой Елены Прокофьевой, монарх заказал Леонардо да Винчи, придворному художнику, проживающему во дворце Сен-Клу близ Амбуаза, портрет своей пассии… Если Франциск I действительно в 1518 году заказал да Винчи портрет мадам Феррон, то его выполнил Франческо Мельцы под руководством мастера, у которого отнялась левая рабочая рука.
В этом случае должно существовать два портрета: один с изображением итальянки Лукреции Кривелли, второй с изображением француженки мадам Феррон. Оба одинаково подписанные: «Прекрасная Ферроньера». Кроме этого, в Лувре экспонируется работа неизвестного художника ХVI века — ещё один подобный портрет женщины в профиль, одетой по французской моде (инв. №786).
Надо ехать в Париж и разобраться на месте.
Вокруг взаимоотношений французского короля и его пассии раздули романтическую пиар-легенду
31 марта 1547 года в возрасте 53 года скончался король Франции Франциск I Валуа, прозванный Король-рыцарь. Вскрытие показало, что он умер из-за болезни многих внутренних органов. Доктор Огюст Кабонес (1862-1928 гг.) установил: «Франциско I унёс в могилу туберкулёз». Но молва судачила: «Бог наказал его заболеванием именно того, чем он грешил». «На каждый роток не накинешь платок» и легенда быстро утвердилась в сознании людей.
И вот уже историограф Франциск Эд де Мезере (1610-1683 гг.) с полной серьёзностью пишет: «Доведенный до отчаяния оскорблением, которое на языке придворных именуется обычным ухаживанием, он (Жан Ферон), поддавшись злому чувству, вознамерился отправиться в злачное место, чтобы сначала самому заразиться, потом испортить жену и тем самым отомстить королю Франциско I, который лишил его чести».
В ХVII веке Луи Гюйон (?-1617 гг.) из Юзерша (коммуна во Франции в регионе Лимузен), советник короля Франциска I и его лечащий врач в прошлом, добавляет: «Позже неизвестно откуда возникла легенда, по которой Франциск I стал жертвой гнусного злоумышления. Великий король Франциск I домогался жены одного парижского адвоката, женщины очень красивой и любезной, имя которой не хочу называть, потому что у неё остались дети. Придворные и разные сводники уверяли короля, что он может заполучить её, используя свою королевскую власть. Долго противившийся муж, наконец, позволил жене подчиниться воле короля, а чтобы не мешать своим присутствием, сделал вид, что дней на восемь-десять уезжает по делам, хотя тайно остался в Париже и стал усердно посещать бордели. Там он намеревался подцепить дурную болезнь, передать её жене, которая затем наградит ею короля. Очень быстро он нашёл, что искал, и передал это жене, а та — королю. Король же одарил болезнью всех женщин, с которыми развлекался, и никогда от неё не избавился. Всю оставшуюся жизнь король был недужным, несчастным, угрюмым и нелюдимым».
Исторический живописец Александр Менжо (1773-1832 гг.) написал картину «Король Франциск I и Прекрасная Фероньера» и выставил её в Парижском салоне в 1822 году. По тогдашней моде мужчины носили чулки, а дамы — платья до пола, не позволяющие видеть ноги и туфли.
Двухнедельный журнал Revue des Deux Mondes, издаваемый в Париже с 1829-го по 1944 годы, сказал своё слово: «Дама, имя которой Гюйон не хотел называть, была женой адвоката Жана Феррона, и все звали её Прекрасная Фероньера. Она была изящна, соблазнительна, элегантна. У неё были длинные чёрные волосы, выразительные синие глаза, красивейшие в мире ноги. В центре лба у неё красовалось украшение, прикрепленное шелковым шнурком, и эта не обычная деталь лишь добавляла ей привлекательности. У этой новой моде, введённой ею, была своя предыстория, связанная с её первой встречей с королем: когда Франциск I приказал привести её во дворец, как-то слишком уж быстро потащил в постель, дама была так возмущена, что одна из жил у неё на лбу лопнула. Впрочем, женский пол слаб… Через час она уже стала любовницей короля, а на другой день очень ловко спрятала кровавый подтёк с помощью указанного украшения на шнурке…» Это ювелирное украшение на лбу стало модным и получило во Франции в начале ХVI века в обиходе название ферроньерка, по фамилии жены адвоката месье Феррона. А в Италии Леонардо да Винчи в конце ХV века написал портрет Лукреции Кривелли с лобным украшением того же названия. Не понятно, кто же всё таки ввёл моду на налобничек?
Эти посылы подхватил французский журналист Ги Бритон (1919-2008 гг.), специализирующийся на курьёзах в истории. В своём 10-томнике «Истории любви в истории Франции» он развил отношения короля Франциско I с madame de Ferron. Далее эстафету подхватили ретивые журналисты и «пошла плясать губерния» или «кто во что гаразд».
Почему, когда и чем заболел Франциско I?
Сработал ли сексуальный план адвоката месье Феррона против короля Франции Франциско I?
Венерическую болезнь привезли солдаты короля Карла VIII из Неаполя во Францию в 1495-1496 годах. В обиходе болезнь называли «итальянской» или «французской», по существу: «что пнём по сове или совой об пень».
Эту болезнь Франциск I подцепил в 18 лет. Луиза Савойская, как внимательная мать, сделала в своём дневнике запись, датированную 7 сентября 1512 года: «Мой сын побывал в Амбуазе по пути в Гюйень … а за три дня до этого у него обнаружилась болезнь в интимной части тела…».
Король Франциск I по жизни руководствовался изречением: «Чего хочет король, того хочет Бог». Он овладел прекрасным телом madame Ferron в течение часа в первый день знакомства в королевских апартаментах. Это значит, что король от души наградил партнёршу болезненным вирусом ещё до того, как адвокат завязал шнурки на своих лакированных туфлях, чтобы пройтись по злачным местам в поиске заразы. А придя домой, жена щедро поделилась с мужем чёрным «подарком» монарха. А посему, отпала необходимость мужу искать средство мщения королю. Их стало трое в одной лодке. Иными словами, не было никакой необходимости ни в Прекрасной Фероньере, ни в её муже, чтобы сознательно подцепить эту крайне неприятную болезнь для переноса на короля. На момент знакомства он уже шесть лет был ею заражён.
Связана ли смерть короля с венерическим заболеванием? Он излечился, но «посадил» токсичными препаратами свои внутренние органы. Все исследования, проведённые современными историками, опровергают смерть короля от бледной трепонемы. А по мнению врача Огюста Кабонеса (1862-1928 гг.), Франциска I «унёс в могилу туберкулез».
Когда ушли из жизни супруги Феррон? Ни имя, ни годы жизни жены адвоката не названы, что наводит на мысль, что этот персонаж выдуманный любителями пиара. О её муже упоминается, что он пережил свою жену на восемь лет.
Nota Beni
Своё повествование мы начали с конца ХV века/ После трёхсот лет молчания, все источники по этой теме? начиная c ХIХ века, зациклились на пересказе не этичной в большинстве своём выдуманной истории. Никаких тебе романтических моментов, уникальных королевских подарков, грандиозных увеселительных мероприятий при королевском дворе, коллективных выездов на природу, хватающих за сердце дворцовых интригах и т.п.
Исходная информация смотрится «Этюдом в тёмных тонах». Жизнедеятельность и отношение герцога Миланского Лодовико Сфорца к своим возлюбленным более привлекательна. Не раскроим секрет: «Тот кто увлекается женскими ногами, может оказаться там, откуда они растут». Удачи!
А что думает вы? Пишите, оставляйте комментарии!
Валентин Павлов: [email protected]