На одной из онлайн-площадок разгорелся скандал вокруг книги «Проект Тутанхамон», из-за которой подростки и взрослые готовы порвать друг друга в клочья. Но это лишь верхушка айсберга. За этим скандалом стоит страшная правда: через литературу, игры и мультфильмы в умы детей вкладывается программа на уничтожение главного — семьи и доверия к родителям. И этот «тихий фронт» уже открыт.
Окопная правда : дети против родителей
Поводом для конфликта послужила книга провинциальной писательницы Елены Викторовны, предназначенная для подростковой аудитории. В центре сюжета — группа подростков с паранормальными способностями, которые скрывают свою природу от взрослых, видя в них угрозу. Критика отмечает, что в тексте неоднократно обыгрываются темы изоляции, неприятия реального мира и оправдания собственной исключительности как повода для нарушения правил.
Спор разгорелся в обсуждении книги на нескольких популярных площадках , где столкнулись два лагеря.
Позиция сторонников (преимущественно подростки и молодые люди):
«Наконец-то книга, написанная русским автором про нас, русских современных школьников!», «Герои книги — сильные личности, которые не мирятся со злом. Это вдохновляет!»,« Взрослые, действительно, часто не хотят нас понимать, а только запрещают!».
Позиция противников (родители, педагоги):
«Это не метафора, а прямое руководство к неповиновению. Ребенку сложно отделить художественный вымысел от призыва к действию»,«Книга оправдывает агрессию»,«Меня пугает не сама книга, а реакция детей. Они видят в героях не проблемных подростков, а образец для подражания».
Мнение безымянного литературного критика:
« Текст мастерски играет на чувствах подростков, эксплуатируя их естественное стремление к автономии. Проблема в том, что книга предлагает модель конфронтации. Вместо «я могу быть собой» мы видим посыл «все взрослые — враги». В группе риска — дети с трудностями в коммуникации, которые могут воспринять эту модель как единственно верную».
Хотите узнать мнение психолога?
Комментирует психолог Ирина Печоркина:
«Ничего принципиально нового здесь нет. Это естественный процесс сепарации, когда подростки ищут свои ценности. Новое лишь в том, что конкретная книга стала триггером, катализатором давно назревавшего конфликта».
При этом специалист отмечает: «Я ознакомилась с началом книги и не нашла в ней прямого психологического давления на подростков. Скорее, она стала тем самым «зеркалом», в котором разные поколения увидели разное».
Между тем в интернете звучат радикальные оценки.
«Нарушено как минимум пять законов! — негодует пользователь под ником «Родитель-активист». — Подростки, вдохновленные книгой, переходят все границы! Готовлю заявление в суд».
Мы обратились за комментарием к юристу Никите Борисевичу. Его вердикт категоричен: «Никаких правовых оснований для преследования автора нет. Текст не содержит призывов к насилию, не является экстремистским материалов, не нарушает действующее законодательство. Это художественное произведение, а не руководство к действию».
Однако активисты настроены решительно. Группа родителей уже заявила о подготовке исков к подросткам, чьи комментарии в сети, по их мнению, нарушают закон.
«Мы наблюдаем откровенный экстремизм в высказываниях, призывы к неповиновению. …Это уже не мнение, это преступление».
Юрист Сергей Миронов комментирует и эту ситуацию:
«Попытки привлечь подростков к ответственности за высказывание мнения также бесперспективны. Комментарии подростков, даже резкие, не являются экстремизмом. Что касается обвинений в пропаганде воровства — необходимо доказывать прямой призыв к совершению конкретного преступления, а не эмоциональные высказывания в интернете».
Эксперт подчеркивает, что подобные иски могут иметь обратный эффект
«Суд не только откажет в удовлетворении таких требований, но и может расценить их как попытку необоснованного ограничения свободы слова. Это только укрепит подростков в мысли о «несправедливости системы» и усилит протестные настроения».
Конфликт, разворачивающийся вокруг книги, имеет глубокие социальные и психологические корни.
«Арсенал «тихой войны»: чем вдохновляют наших детей»
Конфликт -то, похоже, не случайность. Это закономерный итог многолетней обработки сознания, где книга кемеровчанки стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. Почва для этого противостояния готовилась годами через, казалось бы, безобидные мультфильмы, игры и фильмы, формируя у целого поколения новую, разрушительную систему координат.
Подмена добра и зла: когда Кощей становится жертвой
Первым и самым опасным оружием стала подмена фундаментальных понятий добра и зла. Возьмем, к примеру, успешный российский фильм «Последний Богатырь». Зрителям, особенно юным, предлагается симпатизировать исконным злодеям — Бабе Яге и Кощею, которые предстают «жертвами обстоятельств», а классические богатыри оказываются едва ли не врагами. Казалось бы, невинный художественный ход. Но какой посыл усваивает ребенок?
«Нет черного и белого. Нет абсолютного добра и однозначного зла. Вчерашний герой может быть тираном, а вчерашний монстр — несчастной жертвой».
Размывание этих границ — первый шаг к моральному релятивизму, когда любой поступок можно оправдать «сложными обстоятельствами». Если нет зла, то нет и вины. Если нет добра, то нет и цели.
Пропаганда жизни без взрослых: одинокая Маша как идеал
Вторым элементом арсенала стала пропаганда модели мира, где взрослые либо бесполезны, либо враждебны. Ярчайший пример — всенародно любимый мультфильм «Маша и Медведь». Задумываемся ли мы, где родители главной героини? Почему маленькая девочка предоставлена сама себе, а единственный взрослый — Медведь(чужой мужик) — постоянно оказывается в роли бессильной жертвы её капризов, объекта для насмешек и веселья?
Формируется четкая и опасная установка: взрослый = помеха. Его правила существуют, чтобы их нарушать, его авторитет — чтобы его подрывать, а его забота — чтобы ею манипулировать.
Ребенок усваивает, что быть одному — весело и правильно, а семья — это не опора, а обуза, ограничивающая свободу. А еще страшнее мысль: доверяй чужому дяде-Медведю, он точно добрый.
Клиповое сознание и культ агрессии: шкала внимания длиной в 15 секунд
Третий, и, пожалуй, самый мощный инструмент — это формирование нового типа мышления: клипового и агрессивного. Социальные сети предлагают контент, где главные ценности — это эпатаж, скорость и яркая, зачастую шоковая картинка.
Способность к глубокому анализу, эмпатии и долгому сосредоточению при этом атрофируется. Психика привыкает работать короткими импульсами.
В паре с этим идут агрессивные компьютерные игры, где насилие — быстрый, эффективный и единственно верный способ решения любой проблемы.
Это не просто «развлечение». Это тренажер для подсознания, где ребенок учится не диалогу, не компромиссу, не терпению, а силовому подавлению «противника».
К чему ведет этот арсенал?
В итоге мы получаем поколение, воспитанное на трех китах:
Сомнение в морали («Добро и зло условны»).
Неприятие авторитетов («Взрослые — это обуза»).
Клиповое и агрессивное мышление («Решай проблемы быстро и жестко»).
Книга «Проект Тутанхамон» стала не причиной, а зеркалом, в котором это поколение увидело свое отражение. Она просто дала готовую лексику и героев для того мировоззрения, что годами вкладывалось в умы детей через экраны смартфонов и телевизоров. Скандал о книге — это не начало войны. Это первый громкий бой на поле, которое было подготовлено задолго до этого.
Таким образом, частный спор о художественных достоинствах произведения перерос в острую общественную дискуссию о границах влияния литературы на формирование ценностей у подростков.


