Констатируем, что проблема распространённости суицидального риска и суицидального поведения является общецивилизационной.
В этом вопросе Российская Федерация занимает скорее оптимистические позиции. Однако тенденция увеличения распространённости всё больше охватывает и нашу территорию. Полагаю, что внимание, которое сейчас сфокусировано на этой проблеме, вселяет надежду.
Становится очевидным, что силами какого-либо одного ведомства или общественных ресурсов эта задача решена не будет.
Инициатива Министерства здравоохранения Российской Федерации по разработке рекомендаций по вопросам межведомственного взаимодействия при организации деятельности по профилактике суицидов и всех видов опасного поведения у детей и подростков заслуживает поддержки и реализации.
Направления, содержащиеся в этой инициативе, связанные с формированием модели межведомственного взаимодействия для охраны психического здоровья детей и подростков, а также профилактики суицидального риска, сформулированы адекватно. Они включают развёрнутую неспецифическую психопрофилактику, направленную на распространение позитивных знаний о психическом здоровье.
В настоящее время наблюдается тенденция, при которой быть психически нездоровым считается модным.
Подрастающее поколение проявляет интерес к разнообразию психопатологии, примеряя на себя её проявления и представляя их как элемент индивидуальности. Получить внимание и подчеркнуть исключительность положения становится проще, если демонстрировать психиатрический диагноз или поведенческое расстройство.
Идея, заложенная в инициативу Минздрава, заключается в необходимости перестроить общественное сознание так, чтобы психическое здоровье стало ценностью, а его сохранение — осознанной нормой. Это не абстрактный лозунг, а чёткий ориентир, на который должно работать всё общество.
Второе направление, представленное в документе, касается распространения знаний о признаках психических и поведенческих расстройств.
Дети, а в большей степени родители, должны уметь распознавать первые признаки дистресса, депрессии и суицидального риска. Важно не только выявлять эти признаки, но и отслеживать вероятность реализации деструктивных форм поведения у детей и подростков.
Третье направление связано с повышением доступности медико-психологической помощи и информированием о ресурсах поддержки, которые предоставляются государством и обществом. Если ребёнок или подросток испытывает трудности, он или его близкие должны иметь возможность оперативно получить необходимую информацию и помощь в различных форматах.
Следует признать, что специфика текущего момента в проблеме распространения суицидального риска также обусловлена тем, что современное поколение детей и подростков впервые в истории человечества существует в условиях взаимодействия двух социальных сред: цифровой, опосредованной техническими средствами, и реальной, неопосредованной.
В этом взаимодействии возникают эффекты, которые, с учётом возрастных особенностей (таких как склонность к экспериментированию и подражанию), способствуют быстрому распространению деструктивных форм поведения. Цифровая среда позволяет транслировать такие модели за считанные часы или даже минуты. Кажущаяся абсурдной подростковая инициатива может внезапно стать популярной и массово повторяемой.
Вовлечённость подростков в игровую активность в цифровом пространстве создаёт дополнительные риски, поскольку виртуальная жизнь и смерть воспринимаются как легко воспроизводимые образы. Условные «смерть» и «воскрешение» в играх формируют иллюзию обратимости подобных действий. Однако у детей и подростков один мозг для обеих реальностей, и размывание границ между ними может приводить к трагическим последствиям.
В цифровой среде активно обсуждается тема смерти, что прямо связано с активацией суицидального риска. Ритуалы, дискуссии и игровой контент, связанный с этой темой, удерживают её в фокусе внимания подростков, делая её приемлемой и даже обыденной. Благодаря подражательному поведению такие идеи распространяются подобно пандемии.
На протяжении всей истории человечества тема смерти ассоциировалась с табу, страхом и тревогой. Однако в современном цифровом пространстве у подростков происходит замена этого эмоционального восприятия на любопытство, иронию и обесценивание. Стирание границ между реальностью и виртуальным миром приводит к тому, что действия, потенциально ведущие к суицидальному риску, воспринимаются легкомысленно.
Этот феномен охватывает широкий спектр возрастных и социальных групп, что делает проблему крайне актуальной. Оставлять её без внимания на государственном и общественном уровнях невозможно.








