Победить в СВО

«Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим… 

Это нужно не мёртвым, это нужно живым». 

Бессмертные строки, написанные Константином Симоновым в 60-х годах прошлого века. 

Память о событиях… В наши дни нельзя оставаться равнодушными к трагедии блокадного Ленинграда и забывать подвиг его жителей.  Нельзя в частности забывать о той помощи, что оказывал город всему фронту, будучи в тяжелейшем положении блокады. Промышленное производство продолжало идти полным ходом даже в самые холодные и голодные зимы. Ленинград трудился на благо страны. 

Начало блокады Ленинграда

1941 - 1945 гг. Ужасающее время потерь, крови, смерти, боли и страха. Героизма и патриотизма, мужества и силы духа.

22 июня 1941 г. в 3 ч 15 мин утра без объявления войны войска нацистской Германии вероломно вторглись на территорию Советского Союза, положив начало Великой Отечественной войне. Одной из самых чудовищных её страниц, содержащих в себе страшное преступление против человечества, стала блокада Ленинграда. Она длилась 872 дня. 872 дня испытаний и мук, жестокости по отношению к людям, а также беспримерного мужества ленинградцев. Этот героический город занимал особое место в планах Адольфа Гитлера по завоеванию нашей страны, ведь он являлся важным экономическим, политическим и военно-стратегическим пунктом. Об этом свидетельствуют документы:

Из директивы Гитлера «О будущем города Ленинграда»:

«1. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла…

3. Предлагается плотно блокировать город и сравнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены».

Захват и уничтожение Ленинграда с началом войны было поручено немецкой армии «Север» под командованием генерала-фельдмаршала В. Лееба. С севера у Финского залива и восточнее Ладожского озера к ним должна была присоединиться финская армия (командующий маршал К. Маннергейм). 

Совместно они должны были овладеть Ленинградом к 21 июля.

На вооружении у противника было 5,3 тыс. орудий и миномётов, 440 танков и 1,2 тыс. боевых самолётов, а также 810 тыс. личного состава. 

Фашистским захватчикам противостояли части Северного фронта (Лужская оперативная группа под командованием К. П. Пядышева), 8-я, 11-я и 27-я армии Северно-западного фронта (генерал-майор П. П. Собенников), силы Балтийского флота (адмирал В. Ф. Трибуц). 

Всего к началу битвы за Ленинград с советской стороны насчитывалось 540 тыс. человек, 5 тыс. орудий и миномётов, около 700 танков, 1,3 тыс. боевых самолётов и 19 боевых кораблей основных классов. 

Кроме того, было сформировано народное ополчение (около 160 человек), а на заводах и фабрика создавались рабочие батальоны на случай уличных боев. 

Совместными силами военные подразделения и гражданское население строили оборонительные рубежи. Те из жителей, кто не был занят на производстве или эвакуации предприятий, выходили на оборонительные работы под Новгородом и Псковом. Вокруг Ленинграда создавалось несколько поясов обороны. 

В ходе жесточайших боев немецким и финским войскам удалось взять дальние рубежи обороны. В августе начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. Враг занял Новгород и перерезал железные дороги, связывающие город со столицей. 8 сентября 1941 г. со взятием немцами Шлиссенбурга началась 872-дневная блокада Ленинграда. 

Эвакуация из Ленинграда в блокаду — спасение города

Из Директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года:

«… угонять подвижный железнодорожный состав, не оставлять врагу ни единого паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего.»

Одновременно с укреплением обороны города проходила не менее важная операция — эвакуация. Эвакуация мирных жителей (в первую очередь женщин, детей, стариков, инвалидов, рабочих и специалистов промышленного производства), организаций социальной, культурной и научной сфер (детских домов и домов престарелых, музеев, филармоний, научно-исследовательских центров и институтов). 

Однако одной из самых тяжёлых и важных задач стала эвакуация промышленности и производств в глубь страны. 

На момент начала войны Ленинград являлся не только центром культурным и научным, но и индустриальным. Здесь располагались крупнейшие предприятия тяжёлой и лёгкой промышленности, машиностроения, станко- и приборостроения, заводы по производству военной продукции. Всё это не должно было остаться врагу и стать косвенным «помощником» в достижении его мнимой победы. Для этого на третий день после начала войны по указанию И. В. Сталина был создан Совет по эвакуации при СНК СССР. 

Во время эвакуации ленинградской промышленности было перевезено около 92 предприятий различных отраслей промышленности, которые продолжали активную работу в тылу. 

Одним из таких заводов стал Ленинградский завод №47, специализировавшийся на производстве самолётов для нужд фронта. Он был эвакуирован осенью 1941 года в город Чкалов (ныне Оренбург). Корпуса заводов возводились одновременно с монтажом оборудования. Несмотря на острую нехватку электроэнергии, уже к зиме 1941 года был налажен выпуск целых самолётов. А вот запчасти к ним начали производить ещё раньше — практически сразу после разгрузки эшелонов. Завод №47 за годы войны выпустил около 1595 единиц авиационной техники ( УТ-2, УТ-2М, транспортных самолётов Ще-2 и истребителей Як-1).

Ленинградский завод №387 также был эвакуирован в Казань и соединён с Казанским заводом №169 на Адмиралтейской слободе. Предприятие работало на укрепление оборонной промышленности страны, в частности он выпустил 11 тыс. бипланов По-2. Их бесперебойный выпуск был налажен уже с июля 1941 года. 

Ленинградский завод №363 был эвакуирован в Тюмень и вошёл в состав завода №639 на базе Тюменской судостроительной верфи. Там было налажен выпуск военной продукции (корпуса мин 50-го и 85-го калибра) и торпедных катеров Г-5 (около 165), самых лучших по оснащению и скорости. 

Блокада Ленинграда: заводы

Ленинград — символ беспримерного мужества для всех советских людей в годы войны: для солдат, сражавшихся на фронте, для рабочих, трудящихся в тылу, для людей на оккупированных территориях. Он служил примером несгибаемой стойкости, железной выдержки и великой силы духа. 

Помимо 92 эвакуированных заводов, 840 были полностью выведены из строя и законсервированы. 

Это значительно снизило мощность ленинградской промышленности. 

Но даже в тяжёлое и суровое время блокады в Ленинграде работало около 50 военных предприятий. Выпускались танки, миномёты, пулемёты, мины и снаряды, шёл ремонт техники и орудия. Благодаря этим заводам город не только выживал сам, но и поддерживал всю страну. 

Кировский завод 

Пожалуй, одним из самых известных заводов, оставшихся в блокадном Ленинграде, был Кировский завод. Он находился всего в 4-х километров от передовой, а потому являлся частой целью немецких бомбардировок и артобстрелов. От осколков бомб и снарядов немецко-фашистских захватчиков погибали рабочие, но все же намного больше умерло от истощения. Несмотря на это, в фабричных частях и цехах, которые не были эвакуированы осенью 1941 года на Урал в Челябинск, продолжались сбор и ремонт повреждённых танков и другой бронетехники, а также выпуск боеприпасов. 

Изнывая от нестерпимого голода и лютого мороза, женщины, старики и подростки из последних сил вставали к заводским станка. Они заменяли мужчин, погибших в боях или ушедших на фронт. Но даже в таких условиях завод исправно выполнял все производственные нормы. 

Кроме того, из оставшихся рабочих был сформирован 1-й стрелковый полк 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения. Он не только оборонял завод, строил баррикады и рыл противотанковые рвы, но и героически сражался на передовой наравне с защитниками города. 

Таков был подвиг Кировского завода. 

Государственный Обуховский завод 

Не менее значимый вклад в Победу, снятие блокады и освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков, внёс Обуховский завод, в годы войны носивший название «Большевик». Он был частью обороны города. В его стенах были проделана амбразуры для установления орудий, оборонявших завод. Основную долю трудящихся здесь составляли женщины и дети. 

Зимой 1941-1942 годов в Большевик пришлось остановить сталепрокатный, сталефасонный и мартеновский цеха. Завод перешёл на производство бронетанковых и фугасных снарядов(130 тыс.), орудий и орудийных деталей, мин(125 тыс.), а также на ремонт оружия, пострадавших при военных действиях. 

Рабочие массово умирали, но завод продолжал упорную борьбу и выпуск продукции, необходимой фронту. Работники Обуховского завода вносили вклад и в эвакуацию, трудясь над созданием Дороги жизни. 

За годы войны завод потерял 4000 человек из-за бомбёжек и 5000 на передовой. 

За беспримерный труд, подвиги и выпуск военной продукции Обуховский завод был награждён Орденом Красного Знамени. 

Завод «Арсенал»

Завод «Арсенал» сегодня является одним из важнейших ВПК России по производству космических аппаратов и средств технического оснащения кораблей. Но в годы Великой Отечественной войны он был известен как машиностроительный завод №7 имени М. В. Фрунзе. 

С первых дней войны вражеская авиация обрушилась на завод, зная какую важную продукцию он выпускает. Почти все цеха завода получили повреждения, на устранение которых ушли месяцы. 

Тогда Арсенал специализировался на выпуске артиллерийских систем. Часть завода эвакуировали в Омск, другая его часть продолжала бесперебойно производить и выпускать полковые миномёты, противотанковые пушки и пистолеты-пулеметы Дегтярева. Арсенал также принял участие в разработке легендарных «Катюш». 

Здесь также, как и на многих заводах, работали, не покладая рук, женщины и дети. 

Очень тяжело было с поставками продовольствия, которых часто просто не было. Холод в цехах и непрекращающиеся обстрелы не сломили воли работников. Завод жил, производил и боролся. 

Адмиралтейские верфи

Нельзя не упомянуть о трудовом подвиге рабочих-заводчан Адмиралтейских верфей во время Великой Отечественной войны. 

— 7 подводных лодок

— 22 катера типа МБК

— 48 морских охотников

— 5 судоподъемных понтонов

— 3000 комплектов тралов 

— 8000 патронов для тралов 

— 120000 морских мин МШ-120

— 300 якорных мин

— 1500 миномётов МБ-82

— 30000 металлических саперных лопат

— 900 буев для тралов

— 8000 корпусов снарядов и мин

— 18300 единиц деталей для танков

Всю эту продукцию произвели в основном женщины и подростки 13-15 лет, которые заменяли в цехах своих мужей, отцов, братьев. 

8000 рабочих Адмиралтейских верфей за время войны ушли на фронт. 

В тяжелейших блокадных условиях люди не сдавались. 300 грамм хлеба в сутки и полуразрушенные от бомбежек вражеской авиации цеха. Однако Адмиралтейские верфи умудрились не только снизить, но даже нарастить производство необходимой военной продукции. 

Не много найдётся примеров в истории, когда город не просто выживал, ждал помощи, а сам боролся, трудился, жил, показывая всему миру непоколебимое стремление к победе. 

Аэростаты

Еще одним свидетельством безграничного  мужества и смекалки, проявляемых в блокадном Ленинграде, стали изобретения. Да-да, самые настоящие! 

В окруженном городе не только продолжался выпуск военной продукции по старым образцам, но и полным ходом шли изобретения новой. 

Такими открытиями, несомненно, стали аэростаты, что с первых дней войны прикрывали от налетов вражеской авиации ленинградское небо. Они были настоящим спасением для города и опасным препятствием для немецких бомбардировщиков. Аэростаты поднимались вверх на определённую высоту и мешали снижению вражеских самолётов, из-за чего обстрел Ленинграда фашистам приходилось проводить слишком высоко, а это значительно уменьшало их шансы на успешное попадание. А вот если бомбардировщики все же пытались снизиться, то в ход шли фугасные бомбы, взрыв которых уничтожал «наглеца».

Планировать в небе аэростату удавалось благодаря водороду, наполнявшему «защитника». Но у последнего все же был один существенный минус. Газ быстро выходил наружу и аэростаты теряли высоту. Их приходилось спускать на землю при помощи лебедок, работающих на бензине, чтобы вновь заполнить водородом. 

Но запасы бензина уже к осени 1941 года иссякли, и Ленинград остался без защиты с воздуха. 

Кто бы мог подумать, что эту проблему удастся решить с помощью книги ярого русофоба Жюль Верна, а также упорства и находчивости младшего лейтенанта и военного техника Бориса Шелища? Идею героев «Таинственного острова» по использованию компонентов воды (водорода и кислорода), как горючего удалось воплотить не с первой и даже не со второй попытки. Пожар, взрыв газгольдера (в нём доставлялся газ), уничтожение нескольких аэростатов и контузия Шелища – вот цена безопасности целого города. После нескольких неудач, техник решил использовать гидрозатвор. Именно благодаря последнему водород, проходя через водную преграду, смог стать топливом для аэростатных лебедок. 

Аэростаты на  двигателях Бориса Шелища активно использовались вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Но после великой победы век аэростатов подошёл к концу, а имя техника, усовершенствовавшего их и фактически создавшего водородный двигатель, стёрлось из мировой памяти. Блокадный Ленинград дал стране не только уверенность в победе, но и гениальные изобретения. Их не стоит забывать, впрочем как и всю трагедию военных лет. 

Среди наград геройских 

Есть Награда — 

Редчайшая!

Для райского Парада!

Её дарует Воля Высших Сфер

Лишь городам — военнопленным ада!

Под номером «один» — у Ленинграда.

Но, город мой — ты тоже Кавалер!

Годы войны, тяжелейшая блокада не сломила воли защитников Ленинграда. Город продолжал жить и выжил несмотря ни на что. 

Страшные 872 дня были преисполнены напряжением моральных и физических сил, муками и болью, надеждами и потерями, работой и трудом. 

Настоящий патриотизм, мужество, стойкость и вера в победу помогли выстоять Ленинграду. Помогли оставаться опорой для всего борющегося мира. Помогли под воем фашистской артиллерии хладнокровно производить и выпускать военную продукцию для фронта.   

Wsem обо Всём
Автор: Айслу Кузимбаева
Последние публикации автора


Россияне массово подают заявления в Генпрокуратуру для скорейшего завершения СВО

Более 504 000 человек в 2024 году подали коллективный иск в Верховный Суд РФ. Продолжая отстаивать свои интересы граждане массово обращаются в Прокуратуру. Если вы знаете как завершить СВО, то не читайте..

Ранее мы писали, как действительно помочь бойцам СВО и внести свой вклад в Победу, обратившись в Верховный Суд России. Более 504 000 человек в 2024 году подали такой коллективный иск в Верховный Суд. Продолжая “юридическую схватку” на правом поле боя адвокаты и граждане сегодня реализуют инициативу по массовому обращению в Генеральную Прокуратуру РФ.Сут... Читать 6 мин.

Россияне массово подают заявления в Генпрокуратуру для скорейшего завершения СВО

Базы России в Сирии — на одну меньше: наши корабли покидают порт Тартус

Власти Сирии расторгли соглашение об управлении морским портом Тартус* с российской компанией "Стройтрансгаз".

Военные базы России в Сирии сегодня. Договор аренды морского порта Тартус, подписанный в 2019 году сроком на 49 лет властями Сирии и российской компанией «Стройтрансгаз», больше не действует. Новые сирийские власти приняли решение самостоятельно восстановить работу порта, не надеясь на обещанные прежней власти российские инвестиции на сумму 500 млн. дол... Читать 5 мин.

Базы России в Сирии — на одну меньше: наши корабли покидают порт Тартус

Инаугурация Дональда Трампа 2025: первые заявления

Инаугурация президента США Дональда Трампа состоялась 20 января 2025 года в Вашингтоне в 19:45 по московскому времени.

Вторая инаугурация Дональда Трампа . В первый раз Трамп был во главе государства с 2017 по 2021 год. Церемония вступления Дональда Трампа в должность прошла в ротонде Капитолия. Что является весьма необычным, так как раннее инаугурация президентов США проходила на открытом воздухе. Основной причиной таких изменений назван холод, темп... Читать 7 мин.

Инаугурация Дональда Трампа 2025: первые заявления
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Кондауров Олег
Анастасия Кирова
14:04
На пляж Мексики вынесло предвещающего беды живого сельдяного короля
На пляж Мексики выбросило живого сельдяного короля, который предвещает катастрофы.
Кондауров Олег
Анастасия Кирова
20.01.2025
Медики из РФ назвали заболевания, из-за которых чаще наступает ранняя смерть
Врачи назвали основную причину преждевременной смертности в России.
Wsem обо Всём
Анна Пушина
24.01.2025
Карта гражданина Молдовы в РФ
Более 5000 человек стали обладателями «Карты гражданина Молдовы в РФ» с доступом к соцуслу...
Пинчук Виктор  Валериевич
Пинчук Виктор Валериевич
18:04
Фотовыставка о Крыме пройдёт в египетской Александрии
Новая экспозиция российского фотографа-путешественника, посетившего свыше 50 экзотических ...
Wsem обо Всём
Рустем Садыков
28.01.2025
Гастроэнтеролог Садыков: тренд на мукбанг-контент может обернуться для ЖКТ непоправимыми последствиями
Мукбанг — популярный интернет-тренд, при котором блогеры в формате видео или стримов употр...
Kim Artemii
Kim Artemii
20.01.2025
«Новогодняя картина: Россия / Китай» — ежегодная выставка искусства
Как символ диалога двух культур и в целях обмена творческим опытом в столице Китая, крупне...
Кондауров Олег
Дмитрий Губин
14:07
Мобилизованный из Башкирии пропавший без вести два месяца добирался к своим
Пропавший в зоне специальной военной операции российский военнослужащий два месяца добирал...