В условиях ускоренной цифровой трансформации государственного управления в России цифровизация муниципальных администраций становится не только инструментом повышения эффективности, но и фактором устойчивого социально-экономического развития территорий. Национальная программа «Цифровая экономика», а также требования к цифровой зрелости муниципальных служащих, стимулируют и органы местного самоуправления к активному внедрению цифровых технологий. Однако есть и сложности.
Цифровизация муниципального управления
Цифровизация муниципального управления не сводится только к внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессы планирования, администрирования, предоставления услуг населению и взаимодействия с жителями. В этом направлении практически в каждой администрации муниципального образования (МО) достигнуты определённые успехи. Ожидается, что основным результатом такого перехода должно стать повышение «прозрачности» и оперативности управленческих решений, упрощение контактов населения с администрацией отсюда - и, рост доверия населения и результативности обратной связи с муниципальным сообществом. Цифровизация для этого создает благоприятные предпосылки.
Во-первых, она существенно чисто технически ускоряет административные процессы. Электронный документооборот, автоматизация отчётности, цифровые платформы взаимодействия между управлениями администрации МО позволяют муниципальным служащим оперативно обрабатывать заявки, обращения и запросы, укладываясь в более короткие сроки. Это высвобождает время муниципальным служащим для решения задач стратегического планирования и развития МО.
Во-вторых, использование цифровых платформ для оказания муниципальных услуг способствует повышению их доступности и рост удобства для граждан. Подобно тому, как в крупных городах через «Госуслуги» и региональные порталы горожане могут получать справки, записываться на приём, подавать жалобы и предложения без необходимости личного визита в администрацию, так через специализированные приложения жители других мест расселения могут делать то же. Очевидно, что эти возможности особенно актуальны для отдалённых и сельских территорий, где доступ к центру МО физически ограничен.
В-третьих, цифровизация позволяет реализовывать принципы «умного» муниципального управления. Сбор и анализ данных в реальном времени, например, через платформы типа «умный город» позволяет администрациям МО отслеживать показатели благоустройства, загружённости транспорта, потребления и оказания коммунальных услуг и оперативно реагировать на сбои, что делает управление более результативным и ориентированным на потребности жителей.
Важным результатом цифровизации становится повышение подотчётности администрации МО населению, поскольку становится подконтрольным движение заявок от населения и принимаемых по ним решений. Публикация открытых данных, цифровые карты реализации муниципальных программ и доступность инструментов общественного контроля делают деятельность администраций МО не только более открытой для граждан, но и способствуют вовлечению населения в процессы принятия решений. Таким образом, цифровизация становится инструментом укрепления доверия между местной властью и муниципальным сообществом.
Кроме того, цифровые решения оказывают мультипликативный эффект, распространяясь на другие сферы. Например, автоматизация учета движения коммунальных ресурсов позволяет точнее планировать местный бюджет, а цифровые кадастровые инструменты — эффективнее управлять муниципальной землёй и имуществом. Это не только снижает издержки хозяйствования и создаёт возможности для привлечения средств в проекты, в том числе за счёт муниципально-частного партнёрства, но и требует работы над повышением качества бюджетирования, вовлечения кадастрирования в процесс муниципального управления как его необходимого блока, а значит — качественного повышения уровня квалификации муниципальных служащих.
Преимущества
Преимущества цифровизации налицо, но надо учитывать и форсировать преодоление трудностей на практике. Следует изыскивать пути привлечения квалифицированных кадров или формирования своих. Для этого обучение цифровой грамотности и культуры в администрации должны стать нормой ежедневной работы. Без готовности муниципальных служащих осваивать новые технологии даже самые передовые решения рискуют остаться формальностью. Требуется отладка устойчивой цифровой инфраструктуры — широкополосного интернета, защищённых каналов связи, надёжных платформ. Процесс пойдет быстрее, если обеспечить синхронизацию цифровых настроек не только среди бюджетных учреждений и казённых предприятий муниципального уровня с администрацией, но и увязать их планы с региональными и федеральными стратегиями. Единые цифровые стандарты и совместимость систем позволяют избежать дублирования и обеспечить сквозную аналитику на всех уровнях управления.
Вывод
Таким образом, цифровизация управления на муниципальном уровне — это не просто внедрение ИКТ и новых управленческих технологий, а переход к новому качеству взаимодействия между администрацией МО, жителями МО и бизнесом. Для этого необходима не только техническая модернизация, но и трансформация организационной культуры МО, мотивации персонала и активизация взаимодействия с муниципальным сообществом, открыто демонстрируя ему возможности диалога и контроля на основе цифровизации.







