Цифровое кочевничество (digital nomadism) стремительно набирает обороты: по обобщённым экспертным оценкам, сегодня более 35 миллионов человек по всему миру работают удалённо. Пандемия COVID-19 стала стимулом для развития тренда, а современные технологии способствуют продолжению его территориального и отраслевого распространения.
Визовый режим
Более, чем в 40 странах введены специальные визы для цифровых кочевников (например, Казахстан, Таиланд, ОАЭ, Бразилия, Мексика и другие), чтобы привлекать высокооплачиваемых профессионалов. В России данный инструмент пока находится в статусе рассмотрения целесообразности его применения. Иностранные фрилансеры и удалённые работники вынуждены использовать стандартные туристические или деловые визы, что создаёт правовую неопределённость для долгосрочного пребывания.
Налогообложение
Один из ключевых вопросов — как облагать налогом доходы цифровых кочевников? Если человек работает на зарубежную компанию, но живёт в России, как избежать двойного налогообложения? Опыт других стран (например, Грузии с её льготным налоговым режимом для фрилансеров) показывает, что чёткие правила повышают привлекательность страны для удалённых работников.
Инфраструктура и безопасность
Чтобы привлекать цифровых кочевников, нужна развитая инфраструктура, высокоскоростной интернет и надёжная система кибербезопасности: в случае наличия у удалённых работников доступа к конфиденциальным данным возникают соответствующие риски «утечки» информации.
Проблемы и перспективы
С одной стороны, отсутствие специальных виз для цифровых кочевников способствует защищённости внутренних трудовых ресурсов. Это особенно важно для чувствительных секторов экономики, где требуется поддержка отечественных кадров. С другой стороны, такой подход ограничивает приток узкопрофильных специалистов, которых Россия пока не готовит в достаточном количестве. Яркий пример — телемедицина и цифровая диагностика. В стране ощущается нехватка врачей редких специализаций (например, генетиков-биоинформатиков или экспертов по работе с ИИ в медицине), которых можно было бы привлекать на удалённой основе, в том числе для развития внутригосударственного кадрового потенциала (подготовки своих специалистов). Таким образом, России предстоит найти баланс между защитой национального рынка труда и гибкими механизмами привлечения дефицитных специалистов через регулирование цифрового кочевничества. Частичным решением могли бы стать отраслевые исключения (например, для IT и телемедицины).







