Университет — уникальное образование, потому что, в отличие от многих других институций, общественных в том числе, университет всегда находится на пересечении и науки, которая, создает те самые представления о том, что такое норма здоровья, норма здорового образа жизни.
Она транслирует эти представления, причем как обществу, так и студентам — будущим специалистам, которые должны другим помогать эти нормы соблюдать.
Университет — это и медицинская организация, в которой есть собственные врачи, которые оказывают медицинскую помощь и могут своим примером пациентам показывать, что нужно делать, и более того, давать медицинские советы, как вести такой образ жизни, который будет снижать заболеваемость.
Говоря именно о молодежи и о студентах, необходимо отметить, что поступление в университет на первый курс — это последний момент, когда человек может кардинально переопределить свои привычки, свои нормы, своего отношения к здоровью.
В университете всё для него новое, и он ждет этих норм, ждет нового понимания того, как ему жить. При этом он отрывается от своей семьи, он уже как бы взрослый, и поэтому те привычки, которые были в семье, если они были нездоровые, можно перебить, переопределить. Нужно это делать сразу, как только человек поступил. Пройдет полгода, он уже определится, свыкнется, найдет себе какое-то применение, как ему жить дальше, чем ему заниматься, как себя вести.
Сейчас огромный поток разной цифровой информации о здоровом образе жизни. Агитационные способы, которые когда-то еще действовали, сейчас не действуют совсем. Люди верят прежде всего другим людям.
В Пироговском Университете этот принцип учитывается. У нас на каждых 10 человек есть подготовленный тьютор из числа студентов, который хорошо учится, ведет здоровый образ жизни, активно участвует в спорте. Тьюторы встречают первокурсников еще до 1 сентября, чтобы пообщаться с каждым, чтобы каждому показать, как у нас принято, что у нас принято заниматься спортом, что у нас есть много секций. Мы найдем что-нибудь для каждого. Каждый может что-то выбрать. Такая работа, плюс достижения, которые позволяют их поддерживать, дает существенно больше эффекта, чем очень серьёзный разговор о том, как важно соблюдать нормы здорового образа жизни.
Мы можем дать студентам глубоко заложенное ощущение нормы. Это первое.
И второе — понимание, как это делать. Так, чтобы через несколько лет, 5, 6, 7, когда они постепенно будут входить уже в более интенсивную, сложную, загруженную жизнь, они понимали, что их всему этому учили, они все это пробовали, знают, и тогда они начнут этим пользоваться. Чтобы они сейчас уже понимали, что да, конечно, студенты могут как-то повеселиться чуть-чуть, но это пока студенты.
Закончу цитатой из Книги Екклесиаста: «Радуйся, юноша, юности своей». И иди куда твои сердца и твои глаза ведут тебя, но знай, что за все это Господь приведет тебя на суд. Ребята должны понимать, что будет, если они будут вести себя так же, как они привыкают вести себя в студенчестве. Это будет нехорошо. И должны понимать, как вести себя правильно. И это наша главная задача во всех университетах.
«Для зумеров важно многообразие и наполненность жизни. Даже неэффективность… для них сейчас возможность жить очень полноценной, яркой жизнью, многообразной, причем не в конкуренции, а в сотрудничестве с окружающим — это главный драйвер, и вот этим мы и стараемся пользоваться. То есть успех и умереть на работе уже не привлекает сегодняшнюю молодежь. Они хотят яркую, наполненную жизнь».








