1 июля 2022 года в Узбекистане начались массовые протесты по поводу новых поправок в Конституцию. Сильнее всего «полыхало» в автономной республике Каракалпакия, т.к в поправках их автономия будет сильно урезана.
Со 2 июля в этом регионе действует режим ЧС. Это второй протест на территории Средней Азии в 2022 году - в январе мятежами был охвачен Казахстан. Россия и Запад активно следят за ситуацией в Средней Азии, ввиду того что на фоне протестов подымаются различные маргинальные элементы - от организованных преступных группировок до радикальных религиозных движений. В этой статье мы рассмотрим риски для Узбекистана из-за неутихающих протестов, а также перспективы интеграции и вхождение этой республики в состав Союзного Государства — Большой России.
Узбекистан и Каракалпакия
Сам регион Каракалпакия имеет важное культурно-историческое наследие всего человечества. Именно здесь находят различные памятники древней архитектуры древнего государства Хорезм. В Средние века территория Каракалпакии была частью государства Чингизидов, после разгрома государства Хорезмшахов.
История каракалпаков начинается с Ногайского Ханства в XIV во главе с ханов Едигеем. В XVI веке орда разделилась на три части: Алтыульская Орда (Орда шести улусов), Малая орда и Большая Ногайская Орда. В XVIII становятся частью Хивинского ханства, затем в XIX в. - сначала протекторатом, а затем и частью Российской Империи.
С приходом советской власти была образована Кара-Калпакская автономная область со столицей в городе Турткуль в составе сначала Киргизской АССР, а затем Казахской АССР. Затем Каракалпакия перешла под прямой контроль РСФСР. В 1932 году получила статус АССР в составе РСФСР, а столица была перенесена город Нукус. В 1936 году Каракалпакия стала частью Узбекской ССР, хотя изначально планировалось сделать её отдельной союзной республикой. В 1964 году регион был переименован в Каракалпакскую АССР.
После развала СССР Каракалпакия сохранила свою автономию в составе Узбекситана. Согласно 21-й статье Конституции Узбекистана «гражданин Республики Каракалпакстан является одновременно гражданином Республики Узбекистан» (7-я глава, статьи 70-75 полностью посвящены Республике Каракалпакстан). Согласно 70-й статье, «суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан, и суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан», согласно 71-й статье, «Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию, и Конституция Республики Каракалпакстан не может противоречить Конституции Республики Узбекистан», согласно 72-й статье, «законы Республики Узбекистан обязательны и на территории Республики Каракалпакстан». Согласно 73-й статье, «территория и границы Республики Каракалпакстан не могут быть изменены без её согласия, и местные власти самостоятельно решают вопросы своего административно-территориального устройства». Согласно 74-й статье, «Республика Каракалпакстан обладает полным правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана». А согласно 75-й статье, «взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан, и споры между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан решаются путём согласительных процедур».
Согласно 1-й статье Конституции Каракалпакстана, регион является суверенной республикой в составе Узбекистана и обладает правом выхода из неё на основании всеобщего референдума народа.
Узбекистан: хроника протестов
1 июля в столице Каракалпакстана, Нукусе, начались митинги против редакции Конституции Узбекистана, где планируется урезать в правах автономию. 3 июля из-за массовости протестов, Ташкент ввёли режим ЧП до 2 августа. Также президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев пообещал не отменять автономию Каракалпакии. При этом стоит отметить, что среди возможных и известных организаторах протестов — блогер Даулетмурат Тажимуратов и председатель местного парламента Мурат Камалов.
При этом, не смотря на обращение президента, протесты не утихают. Заместитель главного редактора сетевого издания World Russia Юрий Самонин считает заявление Шавката Мирзиеева о том, что отмены автономии не будет, неправильным: «Я не думаю, что власти Узбекистана пойдут против требований жителей Каракалпакии и сократят их суверенитет до уровня автономии. Скорее всего, до 15 июля будет найдено компромиссное решение».
Однако, политолог Андрей Серенко видит совсем иную причину в протестах: «Меня не очень убеждает, что причины протестов в Узбекистане были некоторые конституционные нюансы. Возможно это был повод для протестов, но их причина иная. На мой взгляд, есть две версии. Официально — это какие-то внешние силы вмешались во внутренние процессы страны и использовали конституционную риторику для разжигания протестов. Но мне кажется причины были внутренние. Не зря аналитики сравнивают протесты в Каракалпакии с протестами в Казахстане в январе 2022 года. Я не думаю, что причины внешние и что в Москве, В Вашингтоне или в Лондоне кто-то был заинтересован в расшатывании ситуации внутри страны. Если уже обращаться ко внутренним наблюдателям, непосредственно из Узбекистана, то мы видим, что давно назревал конфликт в силовых структурах и происходит ротация кадров республики, которую проводит лично президент страны, модернизируя республику. Эта ротация проводится по всей стране. Есть основание полагать, к этим волнениям причастны группы интересов из силовых структур, которым эта кадровая реформа не нравится»
Протесты в Каракалпакии дают основание полагать, что есть небольшая вероятность что республика захочет отделиться от Узбекистана и пойти своей дорогой. При этом становится вопрос о перспективе интеграции с Россией: «Нужно учитывать, что протесты которые там были имеют следы иностранных граждан. В свою очередь, сами протесты имеют структуру "оранжевых переворотов" и главная цель манипуляторов не новая Конституция Узбекистана, а ослабление Ташкента на уровне СНГ и как следствие отрыва в будущем от тесных связей с Россией, через распад страны на отдельные независимые государства. Но, я думаю такого не случится», — рассуждает о вопросе интеграции Узбекистана с Россией на фоне протестов заместитель главного редактора сетевого издания World Russia Юрий Самонин.
Политолог Андрей Серенко считает, что отсоединение Каракалпакии невозможно, т.к. для этого нужен сильный внешний заказ: «Я считаю Каракалпакия не отделится от Узбекистана. Это фантастическая ситуация. Это территория перманентного кризиса. В присоединение её к России я тоже не верю, это очень экзотическая версия. Я так думаю, Каракалпакия будет в составе Узбекистана, т.к нет заказа на передел его границ. При этом должен быть сильный внешний заказ. Узбекистан — это стабильное государство с хорошей командой во главе с президентом Шавкатом Мирзиёевым. Мы видели, как в кризисные моменты его команда действовала достаточно сбалансировано, применяя в точных дозах насилие и дипломатические шаги. Это был серьёзный экзамен для Мирзиёева, и он прошёл его успешно. Я думаю, Россия не меньше Ташкента заинтересована в стабильности Узбекистана и ей сейчас точно не до Каракалпакии. Москве выгодно дружить с Мирзиёевым, нежели враждовать и поддаваться авантюрам. В сети уже гуляет версии "русского следа", однако, конечно, это не так. Москве сейчас выгодно выстраивать отношения со всеми странами Средней Азии, правящими элитами, правящими группами. Внутреннего заказа на изменения границ тоже нет, если не считать групп силовиков и организованную преступность, но это было и в Казахстане. Токаев справился, и Мирзиёев тоже справился»
Узбекистан в составе России
Несмотря на то, что на сегодня Узбекистан не является главной информационной повесткой для внешней политики России, всё-таки «списывать со счетов» его не стоит.
Первая причина — это уязвимости этого региона ввиду правительства Талибана* в Афганистане на границе с Узбекистаном. Несмотря на сотрудничество талибов* и органов власти России, не стоит надеяться на их надёжность как политических партнеров, т.к. их интересы могут пойти далее в Среднюю Азию. Однако, тесное сотрудничество талибов* с таким крупным геополитическим игроком, как Китай, даёт надежду, что эта организация не будет принимать участие в расшатывании ситуации в Узбекистане.
С другой стороны, у США есть определённые интересы на Узбекистан в качестве плацдарма для потенциальной военной операции уже против Талибана*. И для создания военных баз Вашингтон может пойти на расшатывание ситуации в Узбекистане. Однако у них нет большого интереса к этой стране ввиду отсутствия развитой системы НКО на её территории.
Поэтому России сейчас целесообразно сделать следующие важные шаги:
- Следить за поведением талибов* в этом направлении;
- Следить за действием стран Запада в Средней Азии;
- Сотрудничать с правящей элиты Узбекистана;
- Усиливать интеграцию Узбекистана через ЕАЭC.
Как лично вы можете приблизить вхождение Узбекистана в состав России?
В Верховный Суд РФ подаётся коллективный иск с требованием более 200 000 человек отменить незаконные действия Горбачева по роспуску республик СССР.
Для присоединения к иску заполните онлайн-форму по ссылке (3 мин):
https://forms.yandex.ru/u/6332c7f778d2e0d8b6d5b868/
- вы можете заполнить форму за другого человека, предварительно получив согласие.
- пересылайте эту статью знакомым в мессенджерах и соцсетях.
*признана террористической организацией на территории РФ