Состязательность в управлении — это термин, под которым понимается способность территориальных образований конкурировать между собой за ресурсы, инвестиции, человеческий капитал, внимание федерального центра и другие блага, способствующие социально-экономическому развитию. В условиях федеративного устройства России состязательность субъектов Российской Федерации и муниципалитетов внутри них приобретает особую актуальность. Однако, несмотря на внешнюю схожесть задач, главные составляющие успеха на этих уровнях управления различаются по своей сути, масштабам и инструментам достижения целей.
Секрет успеха
Главная составляющая успеха в состязательности субъектов Российской Федерации заключается в наличии стратегического лидерства и способности выстраивать долгосрочную, институционально устойчивую политику. Субъекты — это регионы, обладающие более широкой компетенцией, масштабом полномочий и доступом к разнообразным финансовым, природным и человеческим ресурсам, чем муниципалитеты. Их состязательность определяется, в первую очередь, умением формировать инвестиционно-привлекательную среду на уровне региона, реализовывать масштабные инфраструктурные и индустриальные проекты, обеспечивать экономическую специализацию и интеграцию в межрегиональные цепочки создания добавленной стоимости.
Для успешного региона критически важны такие факторы, как наличие эффективной управленческой команды, политическая стабильность, качественная транспортная и энергетическая инфраструктура, грамотная региональная стратегия развития, а также способность выстраивать диалог с федеральным центром. На уровне субъектов Российской Федерации немаловажным фактором становится и умение продвигать интересы региона в рамках федеральной повестки, добиваясь статуса пилотных территорий, которые получают дополнительные преференции, или получая более благоприятный режим в распределении национальных проектов.
В отличие от субъектов Российской Федерации, главной составляющей успеха в состязательности муниципалитетов является качество местного управления и повседневная близость к населению. Если на уровне региона акцент делается на макроэкономические показатели, то в муниципальной практике на первый план выходят такие категории, как благоустройство муниципального образования, уровень коммунального сервиса на местах, доступность образования и здравоохранения в своем муниципальном образовании, а также эффективность городского планирования. Органы местного самоуправления, не имея столь широких полномочий и бюджетов, часто выигрывают за счёт гибкости, оперативности принятия решений и способности слышать запросы жителей и их предложения по улучшению порядка реализации принятых решений.
В этом смысле можно сказать, что субъекты Российской Федерации и муниципалитеты состязаются по разным основаниям и разным правилам: первые — через системную и часто институционализированную конкуренцию за крупные проекты и федеральные ресурсы, вторые — через ежедневную «борьбу» за доверие граждан и создание комфортной среды на местах. Для субъектов Российской Федерации важна способность управлять системными изменениями, для муниципалитетов — умение качественно организовать жизнь в пределах городской или сельской территории.
Также стоит отметить различие в степени автономии. Хотя субъекты Российской Федерации обладают большей самостоятельностью, их поведение часто определяется отношениями с федеральной властью. Муниципалитеты, в свою очередь, при формальном отсутствии вышестоящих организаций, реально находятся в институциональной и кадровой зависимости от регионального уровня. Это означает, что успешный муниципалитет — это, как правило, тот, кто умеет эффективно взаимодействовать с субъектом Российской Федерации, встраиваться в региональные проекты и реализовывать задачи в рамках заданных региональных программ.
Выводы
Таким образом, главная составляющая успеха субъектов Федерации — это стратегическое лидерство и институциональное развитие, позволяющее конкурировать на уровне других регионов в составе макрорегионов. Успех муниципалитетов, напротив, определяется способностью адаптироваться к запросам граждан, развивать территорию в оперативном и прагматичном плане. Эти уровни управления, хотя и подчинены общей логике состязательности, реализуют её через разные механизмы и в разной институциональной среде.
Осознание различий в природе их конкурентных преимуществ важно для формирования эффективной региональной и муниципальной политики. Государство, в свою очередь, выигрывает, если учитывает это при разработке инструментов поддержки и оценки эффективности — не сводя всю систему к универсальным показателям, а признавая специфику задач и возможностей каждого уровня управления, содействуя доступу каждого из них к ресурсам своего уровня.







