Одна из самых ярких премьер ММКФ-46, на мой взгляд, — это копродукция Марокко, Туниса, Катара, Франции, Норвегии и Бельгии «Бэкстейдж». Картину о приключениях танцоров из ансамбля «Без границ» в живописном марокканском лесу в Среднем Атласе сняли режиссёры Афиф Бен Махмуд и Халил Бенкиран. Фильм вошел в специальную программу «Путь в тысячу ли», посвящённую путешествиям реальным и духовным. Афиф исполнила в этом фильме главную роль — солистки ансамбля Аиды, которая поссорилась со своим партнёром, и он в гневе уронил её во время сложного кульбита прямо на сцене, нанеся ей серьёзную травму. А далее почти весь сюжет построен на походе танцоров и их руководителей сквозь мистический лес в соседнюю деревню, где живет врач. У автобуса спустило сразу два колеса из‑за того, что водитель свернул с дороги, стараясь избежать столкновения с обезьяной. Это символ препятствий на пути героя к заветной цели, по классической структуре драматургии Кристофера Воглера.
Сказочно красивый лес, наполненный туманом, коварными зверями и призраками прошлого, — это декорации философской притчи, где есть место размышлениям о любви и чувственных наслаждениях, жизненных приоритетах и чувстве свободы.
А может, это аллюзия на знаменитую цитату из «Божественной комедии» Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я заблудился в сумрачном лесу».
Одна из танцовщиц говорит о том, что для нее важнее карьера, чем материнство, поэтому не спешит официально регистрировать свои отношения с партнёром. Аида, как выяснилось, беременна, но сомневается, оставлять ли этого ребёнка. А её спутник вообще на перепутье, — выбрать её или красивого парня Малика, ещё одного участника ансамбля. Интересно, что в танце все герои картины невероятно красивы, независимо от возраста и внешних данных, — они передают экспрессию и поэзию вдохновенного бытия.
Важная часть картины — это сложная и эффектная хореография. Мощное начало с танцевальным перфомансом на фоне фото и видео с природными ландшафтами Марокко и техногенными катастрофами, а также этно-музыка со звуками ханга сразу погружают зрителей в своеобразный мистический транс. Мы как будто наблюдаем шаманское действо: танцоры в ярких нарядах свободного силуэта с бахромой и всевозможными «фенечками», с ярким макияжем и узорами на лицах завораживают нас своей сильной энергетикой. Их плавные движения в стиле модерн с элементами контактной импровизации и акробатики передают основной посыл о том, что люди разобщены, утратили связь с природной стихией, но они мучительно стремятся восстановить это единение с истоками. И даже падение артистки в этом контексте выглядит как часть шоу: оно символизирует отрыв от своих корней и тщетные попытки человека доказать, что он «царь природы».
Удивительнее всего то, что в предрассветных сумерках танцоры продолжают свои грациозные импровизации: именно в лесу в полную силу раскрывается их талант. Они танцуют не только друг с другом, но и с деревьями, травой, как будто получают заряд энергии от природы. А руководитель ансамбля госпожа Наваль, наблюдая за оленем в туманной дымке, видит своего умершего супруга и ведет с ним диалог, который не успела завершить при его жизни.
Нежелание героев фильма пассивно ждать, пока водитель вернется с запасными колесами из деревни, отражает их активную жизненную позицию. Пройти через полный опасностей ночной лес для них важнее, чем сидеть в тепле в ожидании помощи. Это принцип любого творчества — идти вперед, невзирая на препятствия и отчаяние, отвергая привычный комфорт, только тогда наступает рассвет и приходит вдохновенный инсайт.
Создатели картины известны в арабском мире. Афиф Бен Махмуд начала свою творческую карьеру ещё в детстве. Она танцовщица, актриса, режиссёр, продюсер, основатель компании Mésanges films, где был снят фильм Нури Бузида «Пугало» (2019), в котором выступила в качестве продюсера и исполнительницы главной роли. Премьера состоялась на венецианском МКФ.
Халил Бенкиран после получения кинообразования руководил фестивалем арабского кино в Сан-Франциско, затем вернулся в Марокко, где снял документальную картину «Белая нить». Куратор программы грантов института кино в дохе, сопродюсер фильма «Пугало» Нури Бузида.