Технологии телемедицины: цифровизация здравоохранения в миниатюре
Удаленные телемедицинские консультации в системе «Вельтищев Телемед» — это возможность дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами и их законными представителями. Семьям из отдалённых регионов дистанционный формат помогает экономить время и деньги — нет необходимости ехать в Москву, брать больничный на работе и оплачивать проживание. Развитие локального телемедицинского сервиса Института Вельтищева созвучно общей тенденции внедрения современных технологий в здравоохранение.
Директор Института Вельтищева Пироговского Университета, профессор Дмитрий Анатольевич Морозов, еще будучи депутатом и председателем Комитета по здравоохранению Государственной Думы, принимал действенное участие в создании закона о телемедицине.
Благодаря принятому в 2017 году Федеральному закону по развитию информационных технологий в сфере охраны здоровья и десятку подзаконных актов Правительства сформировались законодательные основы применения телемедицинских технологий в диагностике и лечении заболеваний. Сегодня цифровые технологии продолжают активно внедряться в здравоохранение в рамках Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» Нацпроекта «Здравохранение».
«Национальная политика развития телемедицины отдаёт приоритет защите персональных данных, идентификации и аутентификации, регулированию прав законных представителей больного ребёнка в электронном пространстве, — подчёркивает профессор Д.А. Морозов. — Эти же принципы полной безопасности пациента легли в основу телемедицинской системы Института Вельтищева».
Сервис «Вельтищев Телемед» обеспечивает прозрачность и безопасность взаимодействия для обеих сторон. Когда пациент обращается к врачу через телемедицинскую систему, он может быть уверен, что специалист представляет Институт Вельтищева, и у него есть аккредитация. Врач со своей стороны также уверен, что это конкретный пациент, которому он по закону имеет право оказать медицинскую помощь. Согласно приказу Министерства Здравоохранения, телемедицинские услуги можно оказывать только повторным пациентам, которые уже посещали врача очно.
«Мы видим сервис телемедицины как важную часть системы коммуникации с пациентами, — отмечает заместитель директора Института Вельтищева по общим вопросам И.С. Смирнов. — Наше взаимодействие начинается с амбулаторной консультации или госпитализации. После этого пациент получает электронное письмо с предложением анонимно оценить качество оказания медицинской помощи, а также информацию о том, как продолжить контролировать лечение с помощью телемедицины».
Телемедицина, консультация: внимание к деталям
Сегодня есть множество сервисов, предлагающих телемедицинские консультации. Если внимательно ознакомиться с их офертами, оказывается, что 80−90 % оказывают информационные, а не медицинские услуги. Они предлагаются даже первичным пациентам, но на таких консультациях пациенту не могут корректировать лечение, и врач вынужден ограничиваться размытыми формулировками. Перед командой Института Вельтищева стояла задача создать именно телемедицинский сервис, в рамках которого пациенты смогут обращаться за полноценными врачебными консультациями.
«При внедрении телемедицинского сервиса мы стремились к максимальному удобству для пациентов, — рассказывает И.С. Смирнов. — У нас был большой чек-лист с четырьмя десятками задач, которые мы решали по входу внедрения. Среди них было размещение мобильного приложения в Google Store, договор с эквайрингом. Мы кропотливо составляли оферту, чтобы по закону она могла приравниваться к официальному договору, и представителю пациента не нужно было подписывать документы на бумаге».
Совместно с банком команда разработчиков уделила особое внимание системе оплаты. Теперь пациент подтверждает, что он будет заказывать услугу, но деньги не списывают сразу. Они резервируются на счету, и банк ждёт подтверждения статуса. Только когда консультация состоялась, и врач загрузил протокол, банк окончательно списывает деньги, а пациент получает электронный чек.
Если же консультация, по какой-то причине, не состоялась, деньги сразу же размораживаются на счету пациента. Такая система называется холдированием или предавторизацией.
«Вельтищев Телемед» новые возможности для специалистов
При запуске сервиса «Вельтищев Телемед» перед командой стояла задача привлечь к новому формату не только пациентов, но и врачей.
«Сейчас важная задача для нас — горизонтальное распространение, — отмечает заместитель директора по лечебной работе Института Вельтищева Пироговского Университета Е.А. Потрохова. — Мы хотим, чтобы сотрудники осваивали дистанционный формат работы по собственной инициативе, потому что мы предлагаем им удобный сервис. Мы стремимся привлечь не только амбулаторных врачей, но и специалистов стационара — после госпитализации многие пациенты хотят консультироваться с теми врачами, у которых они уже лечились».
Программа, в которой работают врачи «Вельтищев Телемед», представляет собой веб-интерфейс, который каждый может легко использовать на своём привычном рабочем месте. Электронный цифровой протокол консультации оформляется в медицинской-информационной системе, которая хорошо знакома каждому врачу. Интерфейс общения с пациентом выглядит как видеозвонок с чатом, который так же интуитивно понятен.
«Обучить персонал техническим аспектам телеконсультаций было не сложно, — рассказывает заведующая консультативным и консультативно-диагностическим отделениями С.Ф. Блат. — Все технические вопросы удалось решить. Консультации проводятся без затруднений, со стабильным подключением и связью».
У дистанционного формата консультаций есть свои особенности и сложности. Необходимо прилагать чуть больше усилий, чтобы наладить контакт с пациентом и наверняка убедиться, что ни одна важная деталь не была упущена. Если в ходе очной консультации врач может писать медицинское заключение параллельно, то в дистанционном формате это можно сделать, только когда консультация завершится — это тоже занимает дополнительное время. Тем не менее, специалисты отмечают, что телемедицина — очень удобный формат.
«Дистанционные консультации позволяют постоянно быть в контакте с пациентами изо всех субъектов РФ, получать от них обратную связь, своевременно оценивать результаты проведенной терапии и контролировать лечение, — отмечает С.Ф. Блат. — Особенно дистанционный формат полюбился детским кардиологам — врачи часто проводят дополнительные контрольные обследования, которые нужно оценить в динамике и дать рекомендации, исходя из результатов».
Услуги телемедицины: всё для пациента — в его телефоне
«Наша стратегическая цель — создать цифровое пространство в широком смысле, где врач с пациентом смогут находиться в контакте, — подчёркивает профессор Д.А. Морозов. — В рамках единой цифровой среды пациент сможет заочно взаимодействовать с клиникой до и после консультации и госпитализации по всем вопросам, которые могут у него возникнуть».
Сейчас в разработке у информационных специалистов Института Вельтищева личный кабинет пациента, который объединит систему оповещаний, телемедицинские консультации и обратную связь о качестве лечения.
«С помощью личного кабинета мы хотим внедрить ряд дополнительных функций, — сообщает И.С. Смирнов. — Например, решение вопросов переноса госпитализации: если пациент не может госпитализироваться в установленную дату, он сможет перенести госпитализацию в несколько кликов без необходимости писать нам на почту. Также личный кабинет станет местом для обмена документами, передачи результатов лабораторных исследований. Сейчас пациентам приходится дополнительно приезжать в Институт за результатами отложенных исследований, потому что по закону мы не можем отправлять их по электронной почте. Личный кабинет же позволит надёжно защитить конфиденциальную информацию».
Среди других планов по развитию цифровой системы Института Вельтищева — интеграция расписания телемедицинских консультаций в общую медицинскую систему. Если синхронизировать его с графиком очных консультаций, пациент сможет выбирать удобное время для встречи из большего количества вариантов.
Ещё одна задача — создать возможность предлагать пациентам второе мнение в диагностике. Семья сможет загрузить результаты КТ, МРТ или других объективных исследований в систему, а врач — дать свою интерпретацию в качестве альтернативного мнения. За этой услугой смогут обращаться и первичные пациенты, так как это не консультация, а интерпретация диагностического исследования.
Личный кабинет также позволит оптимизировать процесс подготовки документов для госпитализации.
«Часто, когда семья собирает документы, возникают вопросы: где-то справка немного другая, где-то печать, условно, не круглая, а треугольная… — объясняет И.С. Смирнов. — Сейчас такие проблемы решаются уже в регистратуре и, порой, это задерживает работу. Поэтому мы разрабатываем инструмент, который позволит заранее консультировать пациентов по поводу их документов и, как следствие, ускорить процесс госпитализации».
Сейчас в команде сервиса «Вельтищев Телемед» более 30 специалистов. Среди них детские кардиологи, гастроэнтерологи, нейрохирурги, нефрологи, аллергологи-иммунологи, пульмонологи, неврологи, дерматовенерологи и генетики. Мы постепенно расширяем охват, а к системе постоянно подключаются новые врачи.
Ежедневно специалисты Института проводят до 10 дистанционных консультаций. С помощью телемедицины у пациентов появляется возможность выбрать наиболее удобное время для встречи; получить квалифицированную помощь специалиста в самые короткие сроки; обратиться к врачу, которому они доверяют, из любой точки страны. Дистанционно с врачами Института Вельтищева уже пообщались семьи из более 30 регионов со всей России: от Краснодара и Смоленска до Хабаровска и Сахалина.
Мы с радостью получаем положительные отзывы от пациентов, которые уже воспользовались возможностями сервиса:
- «Я получила развернутую консультацию по анализам дочери (не каждый врач так подробно учитывает индивидуальные особенности ребенка), а также получила план дальнейших действий. Я осталась полностью довольна. Телемедицинская консультация — отличная возможность оставаться на связи с врачом, когда ты находишься далеко».
- «Замечательное решение для иногородних! Спасибо большое за предоставленную возможность получать высокопрофессиональную помощь, не выходя из дома».
- «Благодарю за консультацию и уникальную возможность получить высококвалифицированную помощь и рекомендации в нужный момент! Это бесценно, когда ты не можешь приехать на очный прием! Огромное спасибо за внимательный и профессиональный подход к проблемам моего сына на протяжении многих лет».
Больше отзывов, подробная информация о сервисе, полный список специалистов и инструкции для пациентов — на сайте https://pedklin.ru/roditelyam-i-patsientam/telemedicine/index.php