По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Аллы Музалевской, государственная поддержка российской ИТ-отрасли приносит ощутимые плоды.
Во всем мире, и Россия не исключение, цифровизация является одним из ключевых факторов экономического роста. Влияние цифровизации на темпы роста добавленной стоимости практически по всем секторам экономики обусловлено повышением эффективности производства за счет автоматизации и роботизации процессов, что приводит к снижению доли вклада в экономический рост фактора труда при одновременном росте вклада капитала.
По некоторым оценкам, к 2030 г. рост ВВП будет более чем наполовину связан с применением цифровых технологий. Так, предполагается, что в целом за период с 2017 по 2030 годы вклад индустрии информации в рост ВВП составит почти 4%, а вклад цифровизации секторов экономики — около 30%.
Одним из основных драйверов роста экономики в сфере цифровизации выступает искусственный интеллект (ИИ). Россия входит в первую десятку стран по общему объёму совокупных вычислительных мощностей, в которых применяется искусственный интеллект, при этом общий показатель внедрения ИИ в наиболее важных сферах нашей экономики достигает 31,5%. В национальной стратегии развития ИИ в РФ до 2030 года указано, что внедрение этой технологии в 95% российских организаций позволит увеличить ВВП на сумму 11,2 триллиона рублей. При этом инвестиции бизнеса и государства в искусственный интеллект вырастут с 120 до 850 млрд. руб.
На этом фоне особенно важно продолжать государственную поддержку российской ИТ-отрасли, начатую в 2014 году, когда в «Cтратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» было признано, что «масштаб влияния отрасли информационных технологий на государство значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты». С этого момента содействие ИТ-рынку на государственном уровне реализуется в виде системных (для аккредитованных ИТ-компаний) и точечных (для их сотрудников) мер поддержки.
В 2024 году ожидается, что на ИТ-аккредитацию смогут претендовать больше компаний за счет:
- отмены критерия по проверке доли дохода от ИТ-деятельности для малых технологических компаний, созданных менее трех лет назад (ранее для акредитации была необходима доля выручки компании от деятельности в ИТ-сфере не менее 30%);
- изменения критериев проверки. Проверка на соответствие критерию о том, что средняя заработная плата работников должна быть не менее средней по стране или субъекту, в котором зарегистрирована организация, будет проводиться в отношении двух кварталов вместо пяти, ИТ-компании из Донбасса и Новороссии смогут получить аккредитацию независимо от среднемесячного размера выплат сотрудникам.
Среди ожидаемых системных мер поддержки ИТ-компаний следует упомянуть, что в 2024 году будут возобновлены две грантовые программы: по линии Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (участники программы «Старт» могут в несколько этапов привлечь до 24 млн. руб., при этом размер собственного финансирования компании в зависимости от этапа может достигать 30%) и через индустриальные центры компетенций, которые профинансируют ряд проектов по разработке и внедрению российских IT-решений внутри конкретной отрасли (софинансирование расходов заказчика ПО за счет бюджетных средств на доработку решения в размере до 50% от общей стоимости).
Будет продолжена программа льготного кредитования (по ставке до 3%) на реализацию проектов по разработке ПО и программных комплексов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе российских цифровых технологий; на внедрение собственных разработок IT-компаниям доступны кредиты по ставке до 5%. На реализацию одного проекта компании-разработчики могут получить от 5 млн до 5 млрд рублей; на реализацию совокупности проектов — от 500 млн до 10 млрд рублей.
Также будет продолжена реализация таких мер, как нулевой налог на прибыль; освобождение от НДС продаж включенного в реестр российского ПО и баз данных, преференции при участии в государственных и муниципальных закупках; снижение страховых взносов; упрощенная система налогообложения с пониженной ставкой для субъектов малого бизнеса; освобождениеот валютного контроля; освобождение от плановых проверок.
Сотрудников ИТ-компаний ждет увеличение лимитов для банков по льготной ипотеке (ею уже воспользовались более 50 тыс. российских семей).