Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин направил законопроект в Комитет по науке и высшему образованию, который расширяет возможности обучения в вузах по целевому набору, финансируемому за счет средств бюджета.
Поправки планируется внести в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Основные положения законопроекта
- Расширение перечня заказчиков целевого обучения: заказчиками целевого обучения смогут быть участники свободных экономических зон, стратегические и системообразующие организации, а также предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции.
- Фокус на региональные нужды: обучение будет ориентировано на удовлетворение реальных потребностей регионов.
- Обязательства сторон: законопроект предполагает меры поддержки студентов от работодателей, включая предоставление жилья и гарантии трудоустройства, а также обязательства студентов, заключивших договор о целевом обучении.
Влияние на государственное и муниципальное управление
Мы рассмотрели влияние законопроекта о целевом обучении на государственное и муниципальное управление в России после того, как он будет принят.
Усиление целевого принципа государственной политики в образовании, некогда бывшего нормой, несет в себе «свёрнутую» реформу. Законопроект укрепляет государственную политику в области образования через акцент на подготовку кадров для конкретных секторов экономики, стимулируя инновационное развитие и содействуя ускорению научно-технологической самодостаточности в условиях перехода к новому технологическому укладу.
Государство сможет более эффективно управлять ресурсами образовательных учреждений, что повысит качество образовательных программ и их большее соответствие требованиям современного рынка труда.
Влияние на регионы
Интеграция региональных программ социально-экономического развития с производственными планами предприятий региона и учебными планами вузов будет способствовать устранению технологического отставания, поскольку будет ориентировано на наиболее прогрессивные направления технологического лидерства страны. Разработка специализированных учебных планов и программ в вузах, ориентированных на потребности заказчиков реального сектора своих регионов, обеспечит более эффективное выполнение региональных программ социально-экономического развития. Это важный шаг для интеграции образовательных учреждений в региональные стратегии развития, что позволит достичь более целенаправленной подготовки молодых специалистов по направлениям, которые будут формироваться в новой экономике, переходящей на шестой технологический уклад. Такая мера, представляется, вызовет целый ряд синергетических эффектов в освоении новых направлений.
Влияние на развитие кадров и кадровую политику
Трудоустройство и развитие кадровых ресурсов приобретёт характер единого сбалансированного и согласованного процесса. Законопроект, обеспечивая более прозрачные и выгодные условия для трудоустройства выпускников по направлениям, потребность в которых возникает уже сейчас, представляется, не только сократит разрыв между спросом и предложением на рынке труда, но и заранее будет готовить специалистов для новых отраслей, востребованных новым, шестым, технологическим укладом. Возможность гарантированного трудоустройства по завершению обучения повысит профессиональную мотивацию студентов, существенно снизит уровень безработицы среди молодежи и будет препятствовать чрезмерным внутрироссийским перемещениям высоко-востребованной рабочей силы.
Влияние на бюджетную эффективность
Предлагаемые меры повысят бюджетную эффективность. Законопроект предполагает перераспределение бюджетных средств, уменьшая траты на невостребованные специальности и уделяя больше внимания актуальным направлениям. Это позволит оптимизировать затраты государства на образование и повысит отдачу бюджетных средств, направляемых на образование, поскольку выпускники будут работать по полученной в вузе специальности, устраняя или, по крайней мере, существенно минимизируя нецелевое использование бюджетных средств, затрачиваемых на подготовку специалистов, которые не востребованы экономикой и вынуждены переучиваться в местах трудоустройства. Органы местного самоуправления получат возможность эффективнее планировать потребности в кадрах и стимулировать развитие местного бизнеса через инициативы новых специалистов, вовлекая образовательные учреждения в структурную перестройку региональной экономики.
Перспективы
Таким образом предложенный Председателем Госдумы Вячеславом Володиным законопроект имеет социальные и политические эффекты.
Усиление сотрудничества учебных заведений среднего профессионального и высшего уровня с предприятиями поможет сильнее укрепить социальное партнёрство в обществе, повысив доверие между населением, бизнесом и органами государственного управления и органами местного самоуправления.
И хотя политически такая мера может быть воспринята как шаг к повышению государственного влияния на систему образования, но реально речь идет об усилении государственного содействия в стратегически важных секторах экономики, обеспечению региональной пропорциональности набираемого контингента учащихся потребностям переструктурируемого государственного сектора экономики и в конечном счете - поддержанию региональной стабильности.
Принятие предлагаемых изменений в нормативно-правовом пространстве с необходимостью приведет к трансформации подходов в управлении образованием на всех уровнях, обеспечивая подготовку востребованных кадров для стратегически значимых экономических секторов в условиях перехода к шестому технологическому укладу. Это в определенной мере реформа, но такая, какая будет способствовать технологическому суверенитету, а значит - продвижению национальных интересов России на международной арене. Нет необходимости говорить, что такая технологическая перестройка экономики региона, обеспеченная подготовленными кадрами, будет способствовать повышению зарплат, социальной удовлетворенности и – в конечном счете - укреплению социальной стабильности регионов и всей страны.
Рекомендации
Для усиления эффективности мер, предусматриваемых законопроектом, по расширению возможностей целевого обучения в вузах, государство и муниципалитеты могут предпринять следующие шаги:
- Организовать постоянный мониторинг для оценки степени удовлетворения потребностей на рынке труда. Разработка систематического подхода к сбору данных о потребностях в кадрах на региональном уровне, включая опросы работодателей и анализ рынка труда, позволит образовательным учреждениям постоянно совершенствовать учебные программы в соответствии с реальными актуальными потребностями динамично меняющегося спроса.
- Стимулировать разные формы партнёрств региональных органов государственного управления и органов местного самоуправления с бизнесом. Вовлечение местных предприятий в разработку образовательных программ и курсов, что обеспечит выпуск студентов с навыками, непосредственно необходимыми на рынке труда.
- Изыскать возможности для предоставления дополнительных бюджетных средств, включая субсидии для вузов, которые разрабатывают учебные программы в соответствии с потребностями экономики. Это будет способствовать увеличению средств, выделяемых для финансирования целевого обучения. Также стоит рассмотреть финансовые механизмы для поддержки студентов, связанного с их будущими работодателями.
- Ввести за счет местного бюджета налоговые льготы и другие стимулы для компаний (предоставление аренды земли или муниципальных помещений), которые принимают на обучение студентов, гарантируя им последующее трудоустройство. Это уменьшит финансовое бремя на предприятия и повысит мотивацию включать студентов в производственный процесс предприятий региона.
- Поддержать вновь возрождаемую культуру профессионального самоопределения, прежде всего через проведение разнообразных мер по профориентации для школьников и студентов, чтобы помочь им понять варианты карьерного роста и важность соответствия образовательных специализаций потребностям рынка труда. Внедрение современных образовательных технологий и закупка нового современного оборудования для вузов повысит качество обучения и соответствие образовательных программ опережающим требованиям реального сектора.
- Содействовать идентификации зарождающихся региональных образовательных кластеров, которые объединяют вузы, исследовательские учреждения и предприятия, что позволит увеличить синергию и совместные с региональными предприятиями усилия в подготовке нужных для них кадров.
- Установить обратную связь на регулярной основе с выпускниками и работодателями для непрерывного улучшения учебных программ и подходов к целевому обучению, учитывая текущие изменения в экономике и технологиях, а также используя возможности подключения со стороны предприятий наставничества для молодых специалистов.
Вывод
Предлагаемые законопроектом меры при творческом подходе региональных органов государственного управления, органов местного самоуправления и руководителей предприятий региона с необходимость позволят существенно повысить результаты внедрения целевого обучения, сделав его более приспособленным к нуждам экономики и способствуя развитию человеческого капитала в России. Тем самым роль государства в целенаправленном развитии экономики регионов позволит относительно безболезненно преодолеть технологические барьеры при переходе на новый шестой технологический уклад во всех отраслях региональной экономики.







