Становление местного самоуправления (МСУ), хотя в стране началось давно, ещё со времен Императорской России, представляет собой историю постоянного распределения и перераспределения полномочий между ним и территориальными органами государственного управления. Принятие Федерального закона №131-ФЗ от 06,10,2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стало знаковым событием для местной власти. Однако то ли нужен был конституционный закон, который дополнять и изменять значительно сложнее, чем федеральный, то ли действительно выявилось много ранее «скрытых» коллизий, не решаемых этим федеральным законом, то ли актуальность регулирования материальных и финансовых потоков постоянно возрастала, но почти не было года, чтобы в него не вносились поправки и изменения, утверждаемые специальными федеральными законами. В результате со времени утверждения этого прогрессивного по расширению полномочий органов местного самоуправления (ОМСУ) Федерального закона вплоть до настоящего времени шло постепенное сокращение полномочий, предоставляемых администрациям муниципальных образований в части реализации их прав решать вопросы местного значения, и сосредоточения функций управления у региональных или даже федеральных органов государственного управления. Достаточно просмотреть в «Консультант+» историю поправок к этому Федеральному закону с тех времен, чтобы убедиться в постепенном сужении возможностей ОМСУ решать ими задачи местного значения. И теперь выходит Федеральный закон от 20,03,2025 №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который ещё более ограничивает возможности местного самоуправления, укрепляя вертикаль власти в государственном секторе в части решения задач местного значения. Данный федеральный закон вступает в силу не сразу, а 19,06,2025, кроме некоторых статей о распределении полномочий, которые вступают в силу с 01,01,2027 г., он вносит ряд значительных изменений в организационные и правовые основы МСУ по сравнению с Федеральным законом от 06,10,2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но по части отдельных вопросов сохраняет прежнее правовое регулирование. Вопросы местного значения новый закон не закрепляет, но достаточно подробно определяет полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые теперь будут звучать именно так, а не вопросы местного значения. Из определённых новым законом полномочий, которые разделены на три группы, безусловно за ОМСУ закреплены только полномочия, которые не могут быть изъяты региональным органом (принятие устава МСУ, формирование и принятие местного бюджета, собирать закрепленные за местным бюджетом налоги, распоряжение муниципальной собственностью и т. п.). Этим, конечно, новшества не исчерпываются, но ясно одно, что муниципальное сообщество стоит перед необходимостью вносить инициативы по расширению тех полномочий по регулированию ресурсов на муниципальной территории, которые новым законом ограничены. Благо для этого появились технические возможности: цифровые платформы, МФЦ, соучаствующее проектирование не только реконструируемых и строящихся объектов, но и формирования новых форм муниципального общежития. Словом, демократические формы взаимоотношений между муниципальным сообществом и ОМСУ получают новый импульс для упрочения отвечающего новому этапу социально-экономического и общественно-политического развития страны после победного завершения СВО и восстановления западных территорий России.







