Болонская система пришла в Россию с трудно выговариваемыми для русского человека словами: бакалавриат и магистратура, а также шапочками выпускника с кисточкой (на мой взгляд абсолютно несуразных, нивелирующих девушек и парней и никому не идущих к лицу).
Вот и начнём с шапочки:
Её история начинается в древних веках, когда всё решали католики. Полагают, что академическая шапочка произошла от биретты католических священников. Отличие было только в цвете.
У мусульман среди выпускников церковных школ (медресе) также был принят квадратный головной убор. Квадрат был выбран не случайно – шапочка стала идеальной подставкой под Коран.
Современная квадратная форма окончательно сформировалась в XV веке.
Большинство историков считают, что квадратная академическая шапочка символизирует книгу, придавая выпускнику учёный вид, или квадратный двор кампуса Оксфорда.
А вот название квадратной горизонтальной верхушки академической шапочки («mortarboard») пошло от названия растворной доски, используемой для приготовления строительных смесей, и в этом прослеживается явная связь с вольными каменщиками (масонами). У масонов претендент на посвящение должен определённое время держать на голове растворную смесь, (в наше время мокрый песок), символизируя работу артели вольных каменщиков. И делается это как раз на квадратном головном уборе.
Именно поэтому надевание квадратной шапки, символизирует раба – это идеология масонства: все рабы и только 144 тыс. избранных.
Кисточка – лирипип играла свою роль: с ее помощью можно было узнать специальность, успеваемость (у отличников она была подлиннее), отличить студента от выпускника (перекидывали кисточку справа налево) и даже узнать год выпуска.
Мантия также берет своё начало от накидки с капюшоном, одеваемым священством. В 1895 году Межуниверситетская комиссия приняла кодекс академической одежды, согласно которому каждой специальности соответствовал свой цвет мантии. Европейские учебные заведения традиционно используют в академической одежде цвета своих университетов.
Первыми учебными заведениями с 1321 г. регламентировавшими выпускные наряды стали Оксфорд и Кембридж, которые кстати не поддержали Болонскую систему.
Приняв Болонскую систему, мы добровольно приняли символ рабства и подчинения чуждой и враждебной идеологии, которая пришла в Россию, с одной единственной целью — искоренить наши культурные традиции и историю.
Болонский процесс
После создания в 1993 году Евросоюза, активизировался вопрос о единой системе образования, удобной как для студентов, так и для работодателей.
В 1998 году Франция, Германия, Великобритания и Италия подписывают Сорбонскую декларацию, в которой обозначают основные цели создания общих стандартов:
— поощрение мобильности студентов и выпускников;
— повышение квалификации преподавателей;
— соответствие требованиям рынка труда знаний выпускников.
Подтверждавшая эти цели декларация была подписана 29 странами в университете итальянского города Болонья 19.06.1999 году и получила название Болонской системы или Болонского процесса.
Болонская система — единые стандарты обучения, объединяющие Высшие учебные заведения разных государств, которые призваны создать единое европейское пространство высшего образования.
Образовательный процесс в рамках Болонской системы разделен на три ступени:
- бакалавриат (undergraduate, четыре года);
- магистратура (graduate, ещё два года);
- аспирантура – докторантура (еще 3-4 года).
Поскольку установлены общие стандарты, страны могут признавать дипломы друг друга и «обмениваться» студентами и преподавателями. Студент, учащийся на бакалавра в одной стране, может часть семестров поучиться в вузе другой страны или после окончания поступить в магистратуру другого государства. Система в теории давала возможность, например, студенту из Испании получить образование в Германии, или студенту из Италии — во Франции.
Какие страны входят в болонскую систему образования?
В Европе внедрение Болонской системы было добровольным, и ряд университетов с мировым именем (включая Оксфорд и Кембридж) к ней не присоединились.
Тем не менее, Болонский процесс объединял 47 государств.
Рассмотрим их по датам присоединения.
- 1999 год: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Исландия, Норвегия, Швейцария, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Македония, Финляндия, Франция, Швеция, Нидерланды
- 2001 год: Лихтенштейн, Турция, Хорватия и Кипр
- 2003 год: Россия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Ватикан, Сербия
- 2005 год: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина
- 2007 год: Черногория
- 2010 год: Казахстан
- 2015 год: Беларусь
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, индивидуализация образования: студент может самостоятельно составлять свой учебный план; расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда; обмен навыками и знаниями между странами и ускоренное развитие вузов.
Как строится процесс обучения?
Студенту нужно набрать достаточное количество балов (кредитов) — ECTS.
За год нужно набрать 60 ECTS, после этого считается, что вы освоили необходимую программу. Таким образом, студент может получить диплом, только если наберет определенное количество баллов. Для получения диплома бакалавра обычно нужно получить 160–240 кредитов. Поэтому учиться можно как очень долго, так и достаточно быстро набрать необходимое количество балов и закончить процесс получения высшего образования.
Гладко было на бумаге ….
Но не так всё гладко с болонским процессом даже в Евросоюзе.
Идеал «полной болонизации» — индивидуальное, а де-факто полностью самостоятельное обучение.
Студенты изучают курсы по своему личному выбору, набирают баллы и по их сумме получают дипломы бакалавров или магистров.
Так, например, если обучение проходит по специальности литературоведение, студент может набрать кредиты-баллы только по той литературе, которая его интересует, например, современной и просто «пройти мимо» классической.
Таким образом, окончив институт в Германии студенты-филологи могут ничего не знать о Гёте и Шиллере. А студент-историк по предмету «История древнего мира» может выбрать древнекитайскую нумизматику и еще пару-тройку интересующих его тем. Формально курс студентом будет пройден, но навряд ли работодателя обрадует такой «специалист».
В результате возникла система, позволяющая получить «высшее образование вообще», т.е. обо всём и ни о чём — после окончания института человек становится «специалистом широкого профиля» ничего, в сущности, не умеющим.
Кроме того, практика показала, что странам Западной Европы так и не удалось добиться открытости систем высшего образования. Перевестись из одного университета в другой, более престижный, могут лишь дети из обеспеченных семей. Болонское образование расслоилось на хорошее для элиты и посредственное для остальных.
В Западной Европе этот факт стараются не афишировать и лишний раз о нём не вспоминать…
Болонская система в России
Россия присоединилась к процессу в 2003 году.
И только в 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении в систему высшего образования РФ бакалавриата и магистратуры.
В России переход происходил в обязательном порядке, с очевидным снижением качества образования и, как следствие, падением репутации многих российских вузов.
Полностью на болонскую систему наша страна перешла к 2011 году, но не все российские вузы 100% её внедрили. Во многих оставалась советская система специалитета, освоение программы по которому предполагает пяти- или шестилетнее образование.
Так, в НГУ (Новосибирский Государственный Университет), наряду с программами бакалавриата и магистратуры, существуют программы специалитета «Лечебное дело» и «Фундаментальная и прикладная химия», Институт инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета также имеет параллельные варианты обучения, а также МГУ, МГТУ им. Баумана и многие другие. Всего специалитет в России сохранился по 70-80 специальностям, в основном медицинским и инженерным.
Задумка Болонского процесса вроде была неплохая, она теоретически давала возможность влиться российским студентам в европейскую семью. Иметь возможность выбирать место обучения и место трудоустройства. Вот только по факту всё оказалось совсем не безоблачно.
Но ни одно из преимуществ, обещанных лоббистами перехода на болонскую систему, в жизнь так и не воплотилось.
Декларированные выгоды от «болонизации» оказались для России призрачными. Возможностей получать образование в европейских университетах у наших студентов не прибавилось. Бакалавров из России не воспринимали от слова «совсем», специалитет приравнивали к бакалавриату, а магистров заставляли сдавать дополнительные экзамены, не обращая внимания на их болонские баллы-кредиты. Кроме того, многие российские учебные заведения так и не стали выдавать приложения европейского образца к дипломам.
«Мы перешли на Болонскую систему, которая нас якобы уравнивала по возможностям быть нанятыми работодателем из-за рубежа, и наши дипломы воспринимали бы, как и другие, — на самом деле этого ничего не прошло. В лучшем случае нужно было сдавать экзамены, чтобы они засчитали наш диплом. Мы не достигли того результата — и не по причине качества наших дипломов, а по причине, прежде всего, отношения к стране», — Руслан Вакуленко, профессор Лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова.
«На самом деле, интеграции в Болонское пространство, по сути, и не было. Разделение на двухуровневую систему во многом носило формальный характер, возможность окончившим бакалавриат в России поступить в магистратуры в других странах, конечно, была (как будто бы), но пользовались этой возможностью единицы», — Юлия Щурина, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания Забайкальского государственного университета, доцент, кандидат филологических наук.
По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, интеграция России в Болонскую систему не состоялась — вопреки обещаниям Запада российские дипломы и научные степени продолжают подвергаться дискриминации, кроме того, лучшие наработки российского образования были утеряны.
Под маркой «болонизации» в России возникли множество академий, университетов, международных бизнес-школ (в частности, под эгидой ВШЭ), которые предлагают слушателям курсы, не дающие образования, но позволяющие приятно «учиться», а по сути просто «валять дурака» в ожидании диплома.
«Двухуровневая система высшего образования — бакалавриат и магистратура — не улучшила уровень подготовки студентов. Четырех лет бакалавриата недостаточно для полноценного формирования знаний, умений, компетенций. За все эти годы перечень программ специалитета не сокращался, а расширялся, отвечая тем потребностям, которые заявляли работодатели отрасли, прежде всего в ряде инженерных направлений», — заключил Дмитрий Афанасьев, замминистра науки и высшего образования РФ.
«Уход России от Болонской системы образования назревал давно. Так, подобный формат не подходит для тех специальностей, в которых требуется многолетнее углубленное изучение, например, медицины и инженерных направлений, — Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).
«На протяжении долгих лет Россия и СССР выпускали огромное количество первоклассных специалистов, что подтверждается высочайшим уровнем российской и советской науки и промышленности. Поэтому необходимо все преимущества Болонского процесса и классической школы сохранить и усовершенствовать под современные реалии», — Сергей Степашин, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор.
Противники выхода из Болонского процесса
В то же время президент РУДН Владимир Филиппов в комментарии РИА «Новости» заявил, что не стоит возвращаться к неэффективной в нынешних реалиях системе СССР ( Газета.Ru 06 июня 2022).
«Возврат к многоуровневому образованию катастрофичен для личности и государства», – сообщил он, пояснив, что в Советском Союзе образование было элитарным, а сейчас наступила эпоха массового высшего образования.
Газета.Ru 03 июня 2022
Филиппов отметил, что сейчас обучение по 70-80 специальностям проводится в формате специалитета, что не мешает ввести пятилетнее образование. «Только обоснуйте, что это для вас лучше: спросите население, спросите работодателей, спросите будущих студентов», — подытожил Филиппов (Газета.Ru 03 июня 2022).
Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина назвала возвращение к старой системе неадекватным и подчеркнула: «Болонская система работает на то, чтобы сделать образование соответствующим современному рынку труда, с возможностью быстрого распространения практик, с академическим обменом. Разрушать эту систему сейчас и выходить из нее — значит обречь себя на полную изоляцию и непризнание».
Выход из Болонской системы
Пока в России «Ломали копья» противники и сторонники системы, 11 апреля 2022 г. члены Bologna follow-up group лишили Россию и Беларусь права представлять свои страны в EHEA — это European Higher Education Area (Европейское пространство высшего образования — единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе в области высшего образования, которое было основано в марте 2010 года).
Россия подумала и … решила выйти из системы, о чём заявило 6 июня (в день рождения А. С. Пушкина) 2022 года Министерство образования и науки РФ.
Болонская декларация не является договором, поэтому и разрывать её не надо, все российские вузы просто «постараются забыть» о Болонском процессе в ближайшее время.
Однако, не так всё просто.
Уже в конце июня стало известно, что в РФ будет создана национальная система высшего образования, которая заменит Болонскую систему.
Министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что основными принципами новой системы станут обеспечение технологического суверенитета, фундаментальность, а также направленность на развитие интересов страны.
21 февраля 2023 года президент Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с традиционным посланием. В нём он, среди прочего, заявил о необходимости возврата к базовой системе подготовки в высших учебных заведениях, так называемому специалитету. Срок обучения по этой схеме будет составлять от четырех до шести лет — так же система высшего образования работала в СССР.
По словам Путина, изменения в высшей школе назрели «с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни». Президент считает, что будет эффективно объединить «лучшее из советской системы» и опыт последних десятилетий, чтобы создать некую новую траекторию получения высшего образования в России.
«Предлагаю вернуться к базовой для нашей страны системе образования и вернуть специалитет со сроком обучения от четырех до шести лет. Для отдельных специальностей можно будет продлить обучение. Аспирантура будет выделена в отдельный блок», — заявил В.В. Путин
На самом деле эти заявления — продолжение решений, принятых в 2022 году. В мае 2022 года министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать свою модель высшего образования. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу», — сказал глава ведомства журналистам. — Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Однако быстро ничего не происходит. Даже в МГУ не намерены быстро избавляться от системы. «Бакалавриат при выходе из Болонской системы можно оставить по отдельным направлениям и для иностранных студентов, — заявил глава Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Исключение России из Болонской системы не повлияет явным образом на студентов, которые уже обучаются на программах бакалавриата и магистратуры. Они закончат обучение и получат дипломы установленного образца. На поступающих на программы бакалавриата и магистратуры в 2023 году эти изменения также не должны сказаться, потому что правила приема те же, диплом остается таким же.
Сейчас в России действуют две системы высшего образования. Классическая — специалитет, срок обучения по которой составляет 5–6 лет. И двухуровневая — бакалавриат и магистратура. В ближайшие годы так и останется.
Что можно сказать студентам, желающим перевестись в европейские ВУЗЫ?
Исключение России из Болонского процесса не означает, что дипломы не будут признаваться или что образование за рубежом, станет невозможным, но сделать это будет намного бюрократически сложнее.
«Если сказать проще, в Европе, когда вы оканчиваете определенный предмет или дисциплину вы получаете кроме оценки еще и определенное количество ECTS. За год вы обычно должны набрать 60 ECTS, после этого считается, что вы освоили необходимую программу. Базируясь на этом, некоторые зарубежные университеты ставят требования к поступающим: например, чтобы в вашем дипломе было не менее 180 ECTS», — пояснила Камила Шайбакова, эксперт по образованию за границей, основательница проекта WorldAbroad.
Но в большинстве российских вузов, в основном не топовых, несмотря на членство в Болонском процессе, и не было системы ECTS — учет вёлся в часах, как и 20 лет назад. Поэтому, при поступлении за границу, приходится переводить свои учебные часы в кредиты. В среднем 1 ECTS — это 30-36 часов.
Большая часть наших вузов работала и работает по двусторонним соглашениям — речь о двойных дипломах, когда студенты учатся часть года в России, а другую — за рубежом. На такие программы выход из Болонского процесса повлиять не должен.
Для поступления в Новую Зеландию, Австралию, Канаду, Ирландию и Великобританию, с которыми работает агентство Kiwi Education, никаких изменений не будет. «Вузы и власти стран и раньше индивидуально рассматривали каждого кандидата из РФ, автоматически образование не признавалось и требовалось проходить отдельный процесс признания дипломов», — сообщил Власин.
В остальном прекращение отношений возможно не из-за Болонской системы, а по политическим причинам», — полагает Денис Власин, основатель образовательного агентства Kiwi Education.
Обменные программы и разные сотрудничества между вузами, скорее всего, будут сокращены или невозможны.
К чему возвращаемся
Несмотря на отказ России от Болонской системы, речи об отказе от ЕГЭ не идет. Тесты ЕГЭ имеют к Болонскому процессу лишь косвенное отношение.
«Система советского образования, на мой взгляд, одной из самых лучших была в мире. Потому что она действительно отличалась своей глубиной и качеством образования. То, что сломали хорошее и мы перешли на новый уровень, с моей точки зрения, это было неправильно. Те компетенции, которые мы ставим и решаем, они должны соответствовать и решать вопросы на нашем рынке труда.
Интеграция России в международную образовательную систему произошла наряду с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ. Такая система, хоть и отвечает международным стандартам, не является требованием для вступления в Болонский процесс. Ключевое требование — обеспечение равных прав при поступлении в вузы, а страны уже сами могут выбирать нужную форму экзамена», — Юлия Щурина, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания Забайкальского государственного университета, доцент, кандидат филологических наук.
Плюсом советского образования была его системность и фундаментальность, уважение к учителям и преподавателям, престижность высшего образования, востребованность специалистов, возможность трудоустройства.
В чем минусы современного российского образования?
— обучение без воспитания;
— отсутствие стимула хорошо учиться в школе;
— обучение заменяется «натаскиванием» на выполнение тестов, а сами тесты ЕГЭ недостаточно продуманы;
— недостаточно проработанная система стажировок и практик в вузе;
— несовершенная система оценивания;
— процветание и развитие коррупции во многих образовательных учреждениях;
— недостаток квалифицированных учителей и преподавателей;
— очень разное качество образования в городских и сельских школах; престижных ВУЗах и на периферии;
— нет возможности для гибкого индивидуального выбора студента;
— в институтах много невостребованных на рынке специальностей;
— уничтожение системы профессионально-технического образования;
— уничтожение системы спортивного образования;
— уничтожение трудовых навыков и приручения к труду;
— потеря уважения к труду учителя и преподавателя;
— обесценивание высшего образования.
Многолетний «болонский» путь России показал, что спешка в принятии глобальных для будущего страны решений недопустима. Разрушая, мы не созидаем. Пришла пора осознать проблему и начать процесс созидания полноценного многоуровневого образования, исходя из потребностей рынка и перспектив развития страны.