Победить в СВО

Н.В. Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ»

С.А. Есенин 

Диагноз: Маниакально-депрессивный психоз

Симптомы:  неадекватное поведение, попытки суицида, резкие перепады настроения, чрезмерная активность или, наоборот, сильная апатия.
История болезни: С юных лет будущий стихотворец отличался импульсивностью и эмоциональной неуравновешенностью. По воспоминаниям близких, он был склонен к конфликтам и характеризовался крайней неустойчивостью чувств, однако, быстро успокаивался после разногласий. В его поведении прослеживались черты инфантилизма и частые колебания настроения.

В 1912 году, когда поэту было всего 17 лет, он впал в апатию и предпринял первую попытку лишить себя жизни. 

Переезд в Москву и обретение известности ознаменовали начало нового маниакального периода. Став яркой и харизматичной личностью, он привлёк внимание публики и стал любимцем толпы. Но этот успех сопровождался постоянными влюблённостями и частыми скандалами. Активная светская жизнь и систематическое злоупотребление алкоголем стали последствиями маниакального состояния, что негативно сказывалось на его психическом здоровье.

Из-за рецидивов психического расстройства, С.А. Есенин неоднократно проходил лечение в специализированных учреждениях. В 1923 году, по настоянию друзей, поэт обратился в московский «санаторий для нервнобольных». К тому времени его болезнь достигла стадии, когда ему казалось, что за ним следят. Весной 1924 года С.А. Есенин прошёл обследование в психоневрологической клинике под руководством профессора Ганнушкина. К сожалению, терапия не принесла облегчения: всего через месяц после выписки из клиники поэт совершил самоубийство, повесившись на трубе отопления в ленинградской гостинице «Англетер». 

Друг С.А. Есенина, поэт Анатолий Мариенгоф, вспоминал: «Он придумывал себе врагов, выдумывал козни, которые, как ему казалось, плели против него, и слухи, которые якобы распускали о нём… У Есенина была паранойя — ему казалось, что его обворовывают или собираются обворовывать. Несколько раз в день он проверял замки чемоданов… На одежде приятелей и знакомых ему мерещились его собственные вещи. При встрече он обнюхивал их, пытаясь определить, не его ли парфюм они используют». И в завершение, печальная характеристика: «В последние месяцы жизни Есенин бывал человеком не больше часа в сутки. С первой утренней рюмки его сознание начинало мутнеть… К концу 1925 года мысль о самоубийстве стала для него навязчивой. Он пытался попасть под колеса дачного поезда, выпрыгнуть из окна, перерезать вены осколком стекла, вонзить в себя кухонный нож».
Идеи, подаренные миру: С.А. Есенин трансформировал традиционную лиро-эпическую оду в лирико-публицистический монолог, насыщенный рассуждениями и отступлениями. Поэт утвердил в качестве стилистической особенности, с искренностью и эмоциональной откровенностью, привязанность к деревне и деревенскому человеку («деревенщики» стали прямыми последователями его идей, хотя и не в стилистическом плане). 

Творчество С.А. Есенина было признано ведущими деятелями Серебряного века, как важное литературное явление, оказывающее значительное художественное воздействие. 

Так, например, Осип Мандельштам создал стихотворение «Пшеницу полей» лишь после знакомства с есенинскими «Пугачёвым» и «Песней о хлебе». Кроме того, активно работая в жанре городского хулиганского романса, С.А. Есенин, по сути, заложил основы современного русского шансона.

С.А. Есенин

Н.В. Гоголь

Диагноз: Шизофрения, маниакально-депрессивный психоз

Симптомы: зрительные и слуховые галлюцинации, смена фазы апатии и заторможенности (он мог совершенно застыть и не отвечать на внешние воздействия) на периоды неконтролируемого возбуждения, депрессивные состояния, а также ярко выраженная ипохондрия (писатель был уверен, что внутренние органы расположены неправильно, в частности, что желудок находится «вверх дном»), клаустрофобия.
История болезни: На протяжении всей жизни Н.В. Гоголя сопровождали различные симптомы, характерные для шизофрении, однако в последний год болезнь ощутимо усилилась.

Смерть сестры, близкого друга, Екатерины Михайловны Хомяковой, 26 января 1852 года, спровоцировала у писателя мощный приступ ипохондрии. Он погрузился в постоянные молитвы, почти перестал есть, жаловался на слабость и нездоровье, убежденный в своей смертельной болезни, хотя врачи не обнаружили у него ничего серьезнее незначительных проблем с желудком. 

В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь сжёг свои рукописи (уточнив на следующее утро, что это было дело рук дьявола), после чего его состояние стремительно ухудшалось. Предпринятые попытки лечения — скорее экзотические, чем профессиональные (прикладывание пиявок к ноздрям, холодные обёртывания и погружение головы в ледяную воду) — не принесли облегчения. 

21 февраля 1852 года Н.В. Гоголь скончался. Точные причины его смерти остаются загадкой, но наиболее вероятно, что он сам довёл себя до крайней стадии нервного и физического истощения. Несомненно, своевременная помощь квалифицированного психиатра могла бы спасти ему жизнь.
Идеи, подаренные миру: Его отличала своеобразная привязанность к обычному человеку, к «маленькому» обывателю, в котором переплетались отвращение и сочувствие. Писатель с поразительной точностью изобразил множество русских характеров и создал несколько ролевых моделей (ярчайшим примером служат персонажи «Мертвых душ»), которые и в наши дни остаются удивительно актуальными. Также творчество Н.В. Гоголя оказало огромное влияние на последующие поколения писателей, вдохновив таких мастеров, как Франц Кафка, Владимир Набоков, Рюноскэ Акутагава и Фланнери О’Коннор.

Развитие прозаических стилей русского литературного языка.

Утверждение реализма: Н.В. Гоголь окончательно закрепил в русской литературе реализм, основанный на критическом изображении действительности.

Н.В. Гоголь

М.М. Зощенко

Диагноз: эндогенная депрессия

Симптомы: устойчивое пониженное настроение, психическая и двигательная вялость (М.М. Зощенко мог две недели не выходить из дома, не бриться, сидеть в своей комнате и молчать).

История болезни: Когда началась Первая мировая война, юному Михаилу Зощенко едва исполнилось восемнадцать лет. Стремясь отдать долг Родине, он добровольно пошел в армию и уже спустя год оказался в гуще боевых действий. Тяжелые испытания на передовой негативно отразились на его здоровье: писатель получил ранение и попал под газовую атаку. Впоследствии его здоровье дало сбой —  начались сердечные недуги и затяжная депрессия.

М.М. Зощенко обратился к врачу еще задолго до того, как достиг пика своей известности. Писатель поделился с психиатром, что тоска мешает ему нормально питаться, раздражительность лишает сна, и что он чрезмерно нервничает по малейшему поводу. Врач внимательно выслушал его и посоветовал побольше читать юмористических рассказов, особенно Михаила Зощенко. Писатель с явной печалью посмотрел на доктора и признался: «Я и есть этот Зощенко». 

Тогда М.М. Зощенко решил самостоятельно бороться с депрессией. 

Он углубился в изучение трудов Фрейда и Павлова, стремясь найти выход из сложившейся ситуации. Писатель начал анализировать прожитую жизнь, пытаясь выявить причины своего подавленного состояния, вспоминая все события, оказавшие на него негативное влияние. И проработал главный кошмар: мёртвые сослуживцы и падающие замертво птицы в той газовой атаке, в которой ему чудом удалось выжить. О своей борьбе с недугом он написал автобиографическую повесть «Повесть о разуме», в которой, используя методы психоанализа, пытался помочь самому себе. В заключение книги он сообщил, что ему это удалось: тревожность отступила, и в его душе зародилось желание жить.

Идеи, подаренные миру: М.М. Зощенко представил человека, который никогда ранее в литературе не имел голоса и заговорил на своём нелитературном языке. Понятие «зощенковский герой» стало нарицательным.

Создание «новояза» в русской литературе. Язык, используемый персонажами Зощенко, — это сочетание устаревшей, высокопарной лексики, народной речи, жаргона и цитат из официальных лозунгов и слоганов, дополненное другими языковыми элементами.

Писатель стоял у истоков советской сатирико-юмористической литературы, развивая традиции Гоголя, Чехова и Лескова и формируя при этом собственный, неповторимый художественный стиль.

М.М. Зощенко внёс заметный вклад и в детскую литературу, создав ряд юмористических рассказов, отличающихся простотой и остротой повествования.

М.М. Зощенко

В.В. Маяковский

Диагноз: обсессивно-компульсивное расстройство, игромания

Симптомы: Мания чистоты, педантичный порядок, необходимость соблюдения ритуалов (поэт не мог пройти мимо стола или стула, не постучав по ним, и не ложился спать без продолжительной и строго личной молитвы или иной практики), страх проигрыша.

История болезни: Он был невротиком, однако сохранял полный самоконтроль, острый интеллект и безупречную нравственность. Считается, что эти невротические черты были компенсацией огромного интеллектуального напряжения — однако это не так: беспрестанная занятость и плотный ежедневный график служили способом отвлечься от депрессии, навязчивых мыслей и прочих тревог. Смерть казалась ему возможной лишь в форме самоуничтожения; всё остальное представлялось жестоким и бессмысленным принуждением, цель которого оставалась для него неясной. Именно поэтому его преследовали мечты либо о бессмертии, либо о самоубийстве, и он испытывал навязчивый страх старости. Работа служила отвлечением от этих мыслей, и он требовал подобной сосредоточенности от окружающих.

У В.В. Маяковского особенно ярко проявлялись две формы невроза — обсессивно-компульсивное расстройство и игромания. Это выражалось в окружении себя в повседневной жизни огромным количеством трудновыполнимых заданий, условий и ритуалов, — словом, он жил в паутине тончайших обязательств. Существует мнение, что ОКР чаще встречается у людей, склонных к перфекционизму и неспособных завершать дела вовремя. В.В. Маяковский не был перфекционистом в одежде или даже в стихах, но в уборке квартиры и наведении чистоты проявлял крайнюю тщательность. Можно сказать, что его мнительность прогрессировала, и он становился подозрителен даже по отношению к друзьям.

Что касается игромании, она проявляется в двух формах: одержимость азартными играми и продолжение обсессий, вызванное постоянной неуверенностью в себе. Маяковский никогда не играл ради выигрыша денег. Все его игры — это разновидность пасьянса, поиск ответа на императивный вопрос: да или нет. Однажды в Тифлисе, играя в бильярд с Ираклием Гамрекели, В.В. Маяковский не отступал, пока не выиграл и едва успел на вокзал за три минуты до отправления поезда. 

Карточные проигрыши тоже его сильно огорчали, и ему казалось, что Бог отворачивается от него и обрекает на неудачи. Острое чувство опасности, постоянно таящейся рядом, — лейтмотив его ранней лирики, когда он еще был откровенен с читателем. Впрочем, эта тема — обсессии, навязчивость, ощущение чьего-то постоянного недоброжелательного внимания редко просачивается в его стихи: вероятно, потому, что профессиональная сфера — последняя, которая не хочет уступать болезни. 

Профессионализм, доведенный до автоматизма, спасает от суеверия или, по крайней мере, приостанавливает его. В целом, большинство невротиков — трудоголики, и на качество их работы неврозы никак не влияют. В официальный реестр психических заболеваний его невроз был внесен лишь в 1989 году.

Идеи, подаренные миру: революционный взгляд на стихосложение. 

В.В. Маяковский привнёс в русскую речь множество неологизмов и выразительных средств, которые прочно закрепились в обиходе. Его новаторские поиски в области ритма и рифмы значительно расширили границы поэтического искусства.

Социальная позиция. Поэт решительно осуждал буржуазный уклад и призывал к созданию общества, основанного на принципах равенства и справедливости. Его революционные произведения, такие как «Война и мир» и «Левый марш», стали своеобразным выражением духа времени, побуждая к активным действиям ради общественных изменений. 

Значительный вклад в советскую драматургию. Пьесы «Мистерия-буфф», «Клоп» и «Баня», созданные В.В. Маяковским, заслуженно считаются шедеврами русской театральной сцены XX столетия.

Отражение в других сферах творчества. Его работы в области рекламы и плакатов стали фундаментом советского визуального искусства. Многие творческие личности  — живописцы, композиторы и кинематографисты — находили в его произведениях источник вдохновения.

В.В. Маяковский
Маргарита
Автор: Маргарита
Последние публикации автора


Анализируем выступление Эльвиры Набиулиной: в интересах какой страны работает Центробанк?

Депутат Евгений Фёдоров прокомментировал выступление Эльвиры Набиуллиной на Финансовом конгрессе Банка России

Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной . О замедлении экономики. Мы впервые, пожалуй, проходим через период именно циклического перегрева с циклическим охлаждением. Кажется, что это замедление происходит из-за денежно-кредитной политики, во всем виновата денежно-кредитная политика. Но все-таки высокая ставка наша возникла не из воздуха, это не ... Читать 3 мин.

Анализируем выступление Эльвиры Набиулиной: в интересах какой страны работает Центробанк?

Телефонный разговор Путина и Трампа 3 июля 2025

После возвращения Трампа на пост президента, между лидерами России и США состоялось уже пять телефонных разговоров. В июне президенты разговаривали 4 и 14 июня.

Разговор сегодня, 3 июля был запланированным. Дональд Трамп начал с того, что проинформировал об успешном прохождении в конгрессе США о налоговой и миграционной реформе.Владимир Путин пожелал Трампу успехов и поздравил с Днем Независимости и напомнил, что Россия сыграла не последнюю роль в становлении американской государственности. Наши страны связаны ... Читать 1 мин.

Телефонный разговор Путина и Трампа 3 июля 2025

Сколько будем платить: повышение стоимости коммунальных услуг

С 1 июля повышаются тарифы на коммунальные услуги: конкретные цифры. Разъяснения Минстроя и ФАС.

Каждое муниципальное образование будет руководствоваться своим индексом изменения тарифов, установленным главой региона. Эти индексы должны соответствовать параметрам, утвержденным Правительством РФ Распоряжением от 15 ноября 2024 г. № 3287-р.С 1 июля в России тарифы ЖКХ вырастут на 15–22,8%: Холодная вода — 65,77 ₽ за кубометр (+ 8,4 ₽);Горячая вода — ... Читать 2 мин.

Сколько будем платить: повышение стоимости коммунальных услуг

Телефонные переговоры Путина и Макрона

Впервые за последние три года, по инициативе Эмануэля Макрона состоялся телефонный разговор двух президентов.

Звонок Макрона — это сигнал, что Европа, в тупике. Трамп “сливается”, а с Россией надо что‑то решать.Основные темы, которые были затронуты в беседе, носившей содержательный характер — Украина и война Израиля и Ирана. Главы государств подробно обсудили ситуацию на Ближнем Востоке в контексте ирано-израильской конфронтации и американских ударов ... Читать 1 мин.

Телефонные переговоры Путина и Макрона
Маргарита
Маргарита
25.03.2025
5 известных мистических мест России
Готовы пощекотать себе нервишки, получить огромную дозу адреналина и отправиться навстречу...
Гребенникова Наталья
Гребенникова Наталья Николаевна
07.07.2025
V Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры строительной отрасли»: в полуфинале Наталья Гребенникова
V Всероссийский конкурс управленцев собрал рекордное количество заявок на участие в этом г...
Маргарита
Маргарита
16.03.2025
Студенты 19 века: что мы знаем о русском студенчестве
Как жили русские студенты XIX века и откуда пошло понятие «вечный студент»?
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
19.06.2025
Путин провел телефонный разговор с Си Цзиньпином
Путин провел телефонный разговор с Си Цзиньпином, Россия и Китай решительно осуждают дейст...
Редакция «Всем!ру»
Два майора
17.06.2025
Нетаньяху заявил, что возможно предпримет попытку убить верховного лидера Ирана Али Хаменеи
Израиль не исключает возможность развития такого сценария, при котором страна предпримет п...
Гуляева Вероника
Гуляева Вероника
08.07.2025
Запретные чувства: зачем мы запираем эмоции в подполье
Гнев, страх, печаль — мы часто прячем их глубоко внутри, считая проявлением слабости. Но п...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
03.07.2025
Анализируем выступление Эльвиры Набиулиной: в интересах какой страны работает Центробанк?
Депутат Евгений Фёдоров прокомментировал выступление Эльвиры Набиуллиной на Финансовом ко...