Основоположник отечественного комедийного жанра происходил из московского дворянства, но его дальний предок являлся рыцарем из Курляндии, попавшим в плен в ходе Ливонской войны, да так и оставшимся в Московском государстве. А его потомки пополнили ряды уже русского благородного сословия.
Семья смогла дать юному Денису Фонвизину достойное образование в стенах первого университета страны, а природный талант воплотился в отличное знание древних и современных языков. Дальнейшая карьера выпускника вполне ожидаемо стала протекать в Коллегии иностранных дел, но всецело посвящать себя службе он не хотел, ибо истинной страстью молодого дворянина становится литература и модный тогда театр.
Переводы современных ему немецких и французских произведений пробуждают собственное желание пробы пера, что «выливается» в написание публицистических статей, но наибольший успех выпадает всё же театральным пьесам. Прекрасно зная нравы тогдашнего высшего общества, Денис Фонвизин беспощадно бичует невежество дворянского класса, мздоимство чиновников, бездумное увлечение всем иностранным и прочие недостатки российской жизни.
Венцом его творений, безусловно, становятся две комедии, занявшие русскую сцену на многие десятилетия, вплоть до сегодняшнего дня. Сатира на действительность той эпохи, воплощённая в «Бригадире» и «Недоросле», оказалась оценена даже самой Екатериной II, также увлекавшейся литературой, но на самом деле недолюбливавшей писателя-вольнодумца. Более примечательным стало то, что творения Дениса Ивановича получали самый восторженный отклик как у его современников, так и у литераторов последующих поколений.
«Значимость Д. И. Фонвизина, как одного из „столпов“ отечественной словесности XVIII века, бесспорно подтверждается фактом изучения его наследия школьниками и студентами на протяжении уже второго столетия», — подчеркнул доцент Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Колёсников.