Президент подписал Закон, обязывающий крупные зарубежные IT-компании, работающие с российской аудиторией, открывать полноценные представительства в нашей стране, — сообщает ИНТЕРФАКС.
Документ опубликован 1 июля на официальном портале правовой информации.
Новые требования коснутся, в том числе, провайдеров хостинга, мессенджеров, операторов рекламных систем и «организаторов распространения информации» в интернете
Теперь иностранные IT-компании с ежедневной аудиторией в России не менее 500 тыс. человек будут должны открыть полноценные представительства (филиалы), которые смогут нести ответственность за нарушения технологическими гигантами отечественного законодательства и взаимодействовать с госструктурами.
В Законе составили предварительный список из 20 ресурсов, на которые распространятся новые нормы. В него вошли, помимо прочих, Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, WhatsApp, Telegram, Aliexpress, Gmail, Ikea и Wikipedia.
Также забугорные IT-компании должны будут ограничивать распространение в РФ контента, нарушающего российские законы.
Законом предусмотрен ряд мер принуждения к исполнению владельцами иностранных интернет-ресурсов его норм
Собственный филиал, отделение или юридическое лицо в России должны будут открыть все зарубежные владельцы сайтов, информационных систем и программ, подпадающие под один из четырёх критериев:
- распространение информации на русском языке или языках народов России;
- распространение ориентированной на россиян рекламу;
- обработка сведений о пользователях из России;
- получение денежных средства от российских граждан и юрлиц.
Кроме того, такие компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами. А также — разместить на своём информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, требования к которой устанавливаются Роскомнадзором.
ПО ТЕМЕ АСИ приглашает бизнес к реализации национальной идеи
Новые требования коснутся, в том числе, провайдеров хостинга, мессенджеров, операторов рекламных систем и «организаторов распространения информации» в интернете. При этом подпадающие под инициативу сервисы будут обязаны установить «одну из предлагаемых» Роскомнадзором программ для определения количества пользователей информационных ресурсов из России.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Роскомнадзор будет вести на своём сайте специальный перечень «иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети интернет на территории РФ», в котором должны указываться сведения о соблюдении владельцами ресурсов вводимых требований и применяемых к ним в связи с нарушениями санкциях, таких, как запрет на их рекламу и размещение российскими рекламодателями собственной рекламы на ресурсах-нарушителях, запрет на перевод денежных средств.
Для этого в течение суток с момента регистрации личного кабинета владелец ресурса должен будет подать в Роскомнадзор соответствующее заявление. Также они обязаны передавать по требованию Роскомнадзора «информацию, необходимую для ведения перечня» в течение 10 дней со дня получения запроса.
Законом предусмотрен ряд мер принуждения к исполнению владельцами иностранных интернет-ресурсов его норм — от информирования российских пользователей о нарушении законодательства до полной блокировки в РФ.
ПО ТЕМЕ Призывавший к незаконным акциям телеканал «Дождь» исключён из Кремлёвского пула
Наиболее жёсткие меры понуждения, вводимые Законом, Роскомнадзор сможет применять только в определенных случаях. Так, запрет на поисковую выдачу ресурсов, сбор и трансграничную передачу персональных данных россиян, частичная и полная блокировка ресурса допустимы, только если иностранное лицо не исполняет требований об открытии российского отделения, регистрации личного кабинета в Роскомнадзоре и размещении форм обратной связи в течение 30 дней с момента получения уведомления от ведомства, а также при неисполнении норм о хранении персональных данных россиян на территории России.
Для назначения остальных санкций — информирования пользователей о нарушении российского законодательства, запрета на распространение рекламы ресурсов-нарушителей и размещения рекламы на них, ограничения переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц — достаточно лишь неисполнения вводимых инициативой норм, дополнительные условия в законе не прописаны.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (1 июля 2021 года), за исключением нормы, обязывающей компании открывать полноценные представительства — она вступает в силу с 1 января 2022 года.