Мыслители Западной Европы, в частности, немецкие философы, значительно продвинули осмысление проблемы, начатой Платоном. Среди них ярче всего выделяются Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Кант, как и Аристотель, критиковал Платона. Он считал, что Платон слишком вольно обращался с идеями, находя их в чисто практической сфере, и называл его подход «двусмысленной нелепостью». Для Канта источником реального знания была «чувственность» – то, что мы получаем из опыта, и что служит материалом для работы нашего рассудка.

Однако Кант признавал, что Платон был прав в главном: существует нечто, произведенное самим разумом, что возвышается над любым опытом. Кант интуитивно чувствовал необходимость дать имя этому феномену, но опасался изобретать новые слова, считая это рискованным «законодательством в языке». Вместо этого он нашел альтернативу — термин «трансцендентальная идея» или «понятие чистого разума».
Стоит отдать должное его научной честности: Кант прямо заявлял, что затрудняется дать точное определение этому явлению. Он описывал его как нечто безусловное, что управляет всем нашим опытом, но само никогда не становится его частью. Это как бы «правила игры» для нашего разума, которые мы используем, чтобы понимать мир, но не можем «пощупать» в нем.
Гегель пошел дальше своего предшественника. Он сменил «трансцендентальный идеализм» Канта на «абсолютный», заменив и саму идею на «Абсолютную».
Что это такое? У Гегеля Абсолютная идея — это универсальная схема, по которой действует «мировой дух». Она раскрывается через систему категорий — фундаментальных понятий. Похоже на концепцию Бога, но с важным отличием: сознанием, волей и личностью эта идея наделяется только в человеке.
Гегель описал развитие Абсолютной идеи в три этапа:
- Логика: Идея существует как чистая мысль, в «стихии мышления».
- Природа: Идея воплощается в материальном мире, своей высшей точкой имея человека.
- Дух: Через мышление человека идея познает саму себя.
Проведем смелую аналогию: этот процесс удивительно напоминает систему управления с обратной связью. Сначала закладывается программа (Логика), затем она запускается в реальность (Природа), а после анализирует полученные данные и корректирует себя (Дух).
Философ Артур Шопенгауэр с удивлением заметил, что, несмотря на разницу в словах, Платон и Кант говорят об одном и том же. Он считал «идею» истинной сущностью мира, вечной и неизменной.
Шопенгауэр предложил различать два способа познания жизни:
- По горизонтали: Цепь причин и следствий, где смысл — в достижении целей (познание через разум).
- По вертикали: Глубинное познание идей, где человек «всегда у цели», поскольку постигает саму суть вещей. Этот путь ведет к искусству и добру.
Со временем богатое понятие «идеи» стало упрощаться. Его свели к простому «образу вещи, создаваемому духом». Особенно сильной критике подверглась логическая система Гегеля после разделения философии на материализм и идеализм. В итоге «идея» потеряла свою глубину и стала восприниматься просто как наглядный образ.
Вероятно, именно это обеднение понятия и заставило мыслителей искать новый термин для описания фундаментальной сущности мира. Этим термином и стала «информация», а первые шаги к её осмыслению можно найти, например, в работах русских философов-космистов.
Материал подготовлен доцентом кафедры «Бизнес-информатика» Факультета «Информационные технологии и анализа больших данных» Финансового университета при Правительстве РФ, к.п.н. Шелепаевой Альбиной Хатмулловной







