Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) играет ключевую роль в модернизации промышленности, снижении экологической нагрузки и повышении энергоэффективности. Однако переход на НДТ требует понятных для предприятий «правил игры» и системы стимулов, что является прерогативой государства.
Государственное стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) осуществляется через комплекс мер, включающий нормативно-правовое регулирование, экспертно-аналитическую поддержку и многостороннее взаимодействие. Основой служат Федеральные законы от 10,01,2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказы Минприроды России, утверждающие обязательные технологические показатели НДТ, а также информационно-технические справочники НДТ, содержащие технологические ориентиры для предприятий. Функциональной структурой для координации деятельности технических рабочих групп по определению наилучших доступных технологий, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по НДТ, выступает Бюро НДТ. Экспертная проработка вопросов ведется техническими рабочими группами и Техническим комитетом 113, которые объединяют представителей власти, бизнеса и науки для разработки решений в области энергоэффективности, ресурсосбережения и экологической безопасности. Данные элементы общего механизма создают систему стимулирования, сочетающую нормативное регулирование с консультационной поддержкой и коллегиальной выработкой стандартов.
Несмотря на наличие системы господдержки НДТ, по-прежнему сохраняет свою актуальность целый ряд системных вызовов: далеко не у всех предприятий получается осуществить переход на НДТ, особенно у представителей малого и среднего бизнеса, для которых высокая стоимость модернизации — непреодолимый барьер; серьёзным сдерживающим фактором остается дефицит квалифицированных кадров — острая нехватка специалистов по экологическим технологиям существенно замедляет процесс внедрения инноваций; кроме того, многие компании, даже при наличии государственной поддержки, сознательно откладывают переход на новые стандарты из‑за длительных сроков окупаемости проектов и сопутствующих экономических рисков, что особенно характерно для отраслей с низкой маржинальностью.
Решение обозначенных проблем требует консолидации усилий государства, бизнеса и научного сообщества для создания условий широкого внедрения современных экологически безопасных технологий.







