Top.Mail.Ru
Победить в СВО

«Не всё пропало, поверь в себя. Начни с начала, всё начни с нуля»

(А. Вознесенский)

Перевозка жд транспортом

«Я виноват только тем, что кому‑то хочется кушать» (из басни И. Крылова «Волк и овцы»)

Как помнит читатель я не набивался на работу в милицию — меня туда с должности инженера – механика Барановического мелькомбината №21 рекомендовал коллектив трудящихся и администрация. В Барановическом ГОВД я хорошо зарекомендовал себя в должности участкового инспектора, лично раскрыл убийство. Серьёзно занимался профилактикой преступлений, был замечен и переведен на работу в Штаб УВД Минского облисполкома. Но так сложилось, что там я не пришёлся ко двору. А точнее — я «не в ту лодку сел», которую через 13 лет службы покинул через потопление. Я, закончивший в 1977 году Минский факультет заочного юридического обучения при Академии МВД СССР, свежим взглядом увидел при инспектировании служебной деятельности горрайорганов внутренних дел Минской области ряд серьёзных недостатков. Главе УВД барину генералу Пукову Г.  В.  это не понравилось. Ну переведи меня на менее стрёмную должность, ну предложи, в конце концов, уволиться — и никакой для меня трагедии в этом не было бы. Так нет, надо проверить меня, исполнить процедуру исключения из партии и уволить из органов «с волчьим билетом». По поводу самого увольнения я не переживал: «Была бы шея, а хомут найдётся» Но то, с чем я столкнусь, предположить не мог.

Ассенизатор — работник по удалению нечистот, не требуется?

Все государственные организации (других форм собственности в 1984 году в СССР не было) брали меня на работу, как говорится, «с руками и ногами», но стоило мне заполнить форму кадрового учёта, в которой я сообщал об исключении меня из членов компартии, как тут же кадровик менялся в лице, покидал кабинет, а по возвращении объявлял: вакансий нет. И так по одному сценарию в двух других организациях меня брали на работу, а потом сообщали, что место занято. Я наивный не понимал в чём тут дело или «где собака зарыта». Пошёл в Министерство хлебопродуктов к замминистра С.  М. Мозолюку (с которым мы вместе работали на Барановическом мелькомбинате) и попросил помощи в трудоустройстве. Не вдаваясь в подробности, он отправил меня к другому выдвиженцу Анатолию Грицай — тогда директор хлебокомбината на ул.Слесарная, 48 в городе Минске. Встретились как сослуживцы по Барановическому мелькомбинату. Я ему всё рассказал без утайки. А он в ответ открыл мне глаза на иезуитский план генерала Пукова уволить меня из органов через исключение из партии. Анатолий сообщил мне установку для директоров предприятий: «Опальных на работу не брать». Но зная тебя по совместной работе могу оформить разнорабочим, а через год, если всё будет тихо, станешь главным инженером комбината.

Я поблагодарил Анатолия и отказался, чтобы его не подставлять. Расстались теплее, чем встретились — «Баба с возу — коню легче» — для Анатолия.

Работы нет, а кушать хочется

Я работу нашёл в организации, где, образно говоря, мне, как коню при покупке, в зубы не смотрели. 

Эта организация поставляет в железнодорожных вагонах из Беларуси племенной скот в союзные республики Кавказа и Средней Азии. Один вагон — один проводник. 

Крытые вагоны для перевозки скота V23. Фото из открытых источников

Спать в вагоне, кормить скот сеном и поить водой на станциях. Оплата — 24 рубля за сутки. (В УВД я получал за 8 часов работы 12 рублей). Антисанитария. Но получаемые в кассе деньги не пахли навозом. Первый рейс был в Грузию. Привезли племенных белорусских коров. Сдали всё чин по чину на исходе рабочего дня. Зоотехник, видя, что я не бомж, предложил переночевать в его сельском доме. Во дворе собака на цепи, даже на меня не посмотрела. На ночь её отвязывают. Помылись, поужинали холодной мамалыгой. Жена безвылазно в доме. Их сын сказал мне: «Если папа в полгода раз вывезет маму в район — это очень хорошо». Утром во время умывания из умывальника, прибитого к дереву во дворе, ко мне без лая подошла собака и всадила свои клыки мне в голень. Хозяин просит не обращаться к ветврачу — это дорого ему будет стоить. Завтрак никакой. Едем на вокзал. Мимо необозримых полей, где женщины собирают чайный лист. Грузин поясняет, чтобы устроиться сборщиком чая надо заплатить. Бригадир отнесёт деньги директору плантации. Тот отнесёт выше. До главы государства. Шеварнадзе по этой отрасли поступают миллионы рублей. Со слов этого зоотехника грузинский чай везут в Россию, где его смешивают в пропорции 50х50 с индийским чаем. В реализацию идёт смесь под маркой «индийский горный чай принцесса Нури» или Канди без разницы. А я‑то думал куда подевался натуральный грузинский чай. «Тэбэ надо»? Не откажусь. Мы без остановки въезжаем на территорию фабрики и ему в багажник кладут пакет фасованного натурального грузинского чая. Всё отработано до мелочей. Раз подъехал к фабрике — надо поднять шлагбаум. Раз въехал во двор, значит за чаем. Открывай багажник. Всё деловито, без слов.

Слава Богу, собака не была бешеной и 40 уколов в живот не потребовалось. Но перевязки с болью пришлось перенести. Я подобных рейсов сделал несколько. Получал деньги без задержки вместе с расчётным листом.

Однажды на дому меня посетил участковый инспектор Фрунзенского района города Минска. Говорит: «Если после увольнения из УВД не работаете, буду оформлять за тунеядство.» Я ему: Вам надо ликвидировать свою безграмотность. Тунеядец — это человек, который не работает и ведёт паразитический образ жизни. А если мать пашет на работе, а отец смотрит младенца, то он не тунеядец. А вообще-то я работаю. Где? Где? Мне это очень важно знать. В ответ, покрутив перед его носом расчётные листы, я сказал: «Идите и скажите тому, кто вас послал, что Павлов работает, но не говорит где. И без „наружки“ мы этого не установим». А я посмотрю «откуда ноги растут». Мне хотелось знать кто конкретно интересуется работодателем, принявшим опального на работу, чтобы снова выбросить меня на улицу, а работодателя наказать. Участковый инспектор ушёл «не солоно хлебавший», и больше не приходил.

«Под лежачий камень вода не течёт», или «Кто ищет, тот всегда найдёт»

Пятый рейс с племенными коровами в Среднюю Азию зимой был очень тяжёлый, но всё обошлось и даже больше. Десять не отапливаемых вагонов с племенными коровами должны были быть доставлены в Киргизию. Отправитель дал сена на неделю, а мы были в дороге 18 суток до места. За такое при И.  В. Сталине архангельский лесоповал или прииски Калымы были бы гарантированы. Видя, что корма не хватит, я на каждой крупной станции бегал в диспетчерскую и рассылал служебные телеграммы во все инстанции одна тревожнее другой. Где - то после Астрахани нам подвезли две машины сена, а надо было 5. Экономили, кормили с рук. Пала только одна тёлка. 9 проводников отморозили себе ноги. Я никогда не видел, раздвоённые от мороза большие пальцы ног, как копыта у овцы. Они не в состоянии были передвигаться и остались, а я уехал. Нас ничего не связывало. Я не отморозил ноги потому, что двигался и укутывал ноги газетами, которые брал «читать» в диспетчерских.

В этом рейсе была и светлая сторона. В Среднюю Азию тогда была проложена только одна нитка железнодорожного пути. В приоритете пассажирские поезда. А грузовые могут простаивать часами. На одной из таких долгих стоянок я постучался в вагон, из печной трубы которого шёл дым. Меня впустили. Первое, что я увидел, были два красавца дизели –добротные долговечные двигатели. Я подошёл и погладил, как 18 лет назад ухаживал за судовыми дизелями. Мне мой новый знакомый сказал, что один из двигателей не ритмично работает и их рефрижераторная секция следует в ремонт на завод. Я посмотрел и обнаружил люфт в соединении ТНВД (топливный насос высокого давления) с приводом. Посадочное место шпонки разбито за годы эксплуатации. После изготовления шпонки потолще, люфт был устранён и двигатель заработал без перебоев. Следовать на завод уже было не нужно. Рефы (два рефрижераторщика) меня покормили, обогрели и главное рассказали специфику их работы. Один вагон с двигателями и купе для бригады из 2-х или 3-х человек с холодильником, кухонной плитой и удобствами. В четырёх грузовых вагонах — холодильное оборудование для предотвращения порчи перевозимых скоропортящихся продуктов (тоже до боли знакомо). Режим: два месяца в рейсе по всей стране могучей и два месяца дома (устанешь отдыхать) с сохранением зарплаты. Их рефрижераторная секция приписана к депо в Каховке. Простились как хорошие друзья с взаимной благодарностью. По прибытии в Минск, я навёл справки, но такого заведения в Белорусии не нашёл.

 

Не иначе как при поддержке небесного покровителя

Летом 1984 года из России в Белоруссию поступило несколько рефрижераторных секций с перспективой довести их число до 25. Для их обслуживания требовалось набрать 100–150 технически грамотных людей. 

5-вагонная рефрижераторная секция БМ3

26 декабря 1984 года указанием №1408 начальника Белорусской ордена Ленина железной дороги Героя Социалистического труда Андреева А.  Г. на базе Молодеченского вагонного депо (85 км от столицы) создан производственный участок по эксплуатации этих рефрижераторных секций (начальник депо Прохоров В. К., начальник отдела эксплуатации Махуло Т.  А., начальник отдела кадров Киселёва Т.  И. — все весьма порядочные люди). В срочном порядке стали набирать для подвижного состава персонал из шоферов, машинистов и трактористов. Когда появился я со своим дипломом судового механика со знанием дизелей, холодильных и электроустановок, меня сразу взяли и отправили в рейс. (На этот раз, умудрённый опытом, я поскромничал и не указал, что когда-то имел счастье вступить в…. Вы знаете, куда). Рейс был во Владивосток за рыбой. Через всю страну. За окном домишки с крышами из деревянных досок, люди в телогрейках в резиновых сапогах, провожающие продуктовые секции голодными глазами в надежде, что сердобольный реф бросит им рыбу или кусок мяса (давали немного при погрузке). Генсек, кукурузник Хрущёв Н.  С. такого обнищания не видел, но вопил: «Наше поколение будет жить при коммунизме». «Ни дна ему ни покрышки» за такое враньё.

Свободного времени в рейсе было достаточно, и я изучил от корки до корки всю техническую документацию. В пункте назначения разгрузились, получили килограммов 10 рыбы на еду и отправились в Улан‑Удэ за мороженой кониной. Тоже ели. «Голод не тётка». Вернулись в депо, отчитались и по домам. Потом через два месяца рейс в Мурманск, а оттуда в Киев. Потом ещё несколько рейсов. В мае 1986 года меня снимают с секции и назначают инструктором по дизельным, холодильным установкам и электрооборудованию и другим техническим вопросам. Я принимал отчёты бригад по совершённому рейсу и инструктировал бригады, отправляющиеся в рейс. В промежутках подключался к решению вопросов ремонта и обслуживания оборудования грузовых вагонов.

По состоянию на 1 июля 1987 года численность парка 5-вагонных рефрижераторных секций, приписанных к Белорусской железной дороге, составляла 178 единиц. Мне надоело каждый день «бить язык» об одном и том же при отправлении бригад в рейс. Я сел и по собственной инициативе в рабочее время написал, а вагонное депо Молодечно отпечатало в типографии БелИИЖТа г. Гомель книгу объёмом 345 страниц под названием «Инструкции о производственной деятельности бригад. занятых обслуживанием рефрижераторных секций». Тираж 1 тыс.500 экземпляров, каждому рефрижераторщику и из расчёта на будущее и подарки другим смежным депо. О депо Молодечно заговорили на других железных дорогах страны. Я не помню, выписали ли мне премию. Мы же работаем не за страх, а за совесть. Но серьёзную авторучку Василий Кондратьевич Прохоров распорядился, чтобы мне купили. Что было для бухгалтерии проблематично — фининспекторы допускали покупку канцтоваров, стоимостью не более 2 рубля 50 копеек. Чтобы провести без нарушения по учёту ручку ценой в 10 рублей надо принести из магазина 4 чека на скрепки, кнопки, клей и т. п.

Начало неприязни управленцев Белорусской железной дороги ко мне положено

Однажды на собрании подразделений в здании Управления Бел. ж.д. на улице Кирова, 17 в Минске вместо захворавшего начальника рефрижераторного депо Василия Кондратьевича Прохорова пошёл я. Именно пошёл, а не поехал. От проспекта Независимости, где я живу, до управления 10 минут шагом. В ходе собрания начальник дороги Андреев А. Г. произнёс: « Что‑то я не вижу Прохорова?» Встаю и представляюсь: «Я за него, инструктор Павлов». Кто‑то шепчет начальнику: «это тот, кто все инструкции собрал в одну книгу» Андреев: «И что нам скажет инструктор Павлов?» Мне не понравился шёпот прихлебателя. И потому отвечаю: «То, что я скажу Вам не понравится». Скажи, а мы послушаем. Хорошо. Вот один из примеров бесполезной, если не сказать вредной работы. В Управление Бел. ж.д. из МПС СССР поступает депеша: усилить, улучшить, не допустить и т. д.,за подписью заместителя министра Никифорова. Ваши сотрудники отдела по организации работы рефрижераторного подвижного состава перепечатывают текст депеши без подписи Никифорова и, не внося никаких изменений и дополнений, несут на подпись к Вашему заместителю О.И. Пустоходу,  Н. Я. Науменко или другому, у Вас их несколько. 

Депеша с замененной подписью, утратив союзное значение, поступает в депо на исполнение. Мы изготавливаем копии и выдаём начальникам рефсекций. За пределами Белоруской железной дороги при предъявлении требований со ссылкой на этот документ, самый не продвинутый среднеазиатский железнодорожник отвечает: «У вас свой начальник, а у нас свой». А надо, получив депешу из МПС СССР, снять с неё копию и с сопроводительным письмом, подписанным Вашим замом, отправить к нам в депо. А чтобы внести в сопроводиловку полезное предложение надо посылать Ваших управленцев в рейс в составе рефбригады на стажировку. «Спасибо, учтём», — сказал товарищ Андреев А.  Г. Понятно, что я нажил себе врагов. Одним или двумя больше, какая разница.

В мае (пришлось маяться) 1988 года мне, инструктору по техническим вопросам и скоропортящимся грузам Молодеченского рефрижераторного депо пришло письмо за подписью начальника Бел. ж.д. Андреева А.  Г. с указанием написать книгу по организации перевозки скоропортящихся грузов и эксплуатации рефрижераторных секций. Начальник сказал “надо”, исполнитель ответил “есть”. Через полгода книга «Инструктивные указания и практические рекомендации по перевозкам скоропортящихся грузов и эксплуатации рефрижераторных секций» была готова.

 В твёрдом переплёте. 23, 63 учётно издательских листов, в том числе: 13,62 уч.-изд. л — составительская работа, и 10,51 уч.-изд. л — авторская. Издательство «Вышэйшая школа» ISBN 5–339–00290-X , а чего мне это стоило, читайте дальше

 

Предыдущие публикации:

Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 1: Ничто не вечно под луной
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 2: Путёвка в жизнь
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 3: Правда и ничего кроме правды
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 4: Трудовые будни — праздники для нас
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 5: Крутой поворот в личной жизни
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 6: Факты — вот ключевое слово
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 7: Сам не ам и другому не дам 

Жизнь прожить — не поле перейти. Ч.8: То что должно случиться — случается во время

В ожидании комментарий  Валентин Павлов    vpavlov1939@mail.ru

Последние публикации автора


ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

6.08.24 г. ВСУ перешли границу Российской Федерации и, смяв сопротивление пограничников, углубились в Курскую область, по пути расстреливая мирных жителей, разрушая дома и гражданские объекты. Последние новости на 13 сентября в конце статьи. Российские войска начали наступление в отдельных районах Курской области.

Немного истории.  Топоним «Курск» ассоциируется у россиян с трагедией и беспечной халатностью, приведшей к многочисленным жертвам.  12 августа 2002 года в рамках обычных учений произошла трагедия с атомной подводной лодкой К-141 «Курск», названной в честь победы на Курской дуге во время Великой Отечественной войны.  Погибло 118 человек, к... Читать 49 мин.

ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

Ядерный удар по США может стать реальностью

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН (с) Марк Порций Катон

Все мы очень любим периодически гордо бить себя пяткой в грудь и называть нашу страну великой ядерной державой. Формально, это заявление действительности вполне соответствует. По информации Стокгольмского института исследования проблем мира, в январе 2023-го года в распоряжении Российской Федерации имелось порядка 4,500 ядерных боеголовок, в то вре... Читать 8 мин.

Ядерный удар по США может стать реальностью
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!