На текущей неделе в столице России — городе Москве произошло по-настоящему важное событие. С официальным дружественным визитом в гости к президенту России Владимиру Владимировичу Путину приехал президент Азербайджана Ильхам Гейдар-оглы Алиев.
В условиях, когда и то и другое государство начал всё больше беспокоить некий Гондурас, значимость данной встречи повышается многократно.
Разумеется, пальцем на него никто не показывал, но нет никаких сомнений, что во время закрытой от посторонних ушей беседы президентов, судьбе этого государства было отведено определённое время. Лидерами государств наверняка были приняты некие решения, о которых нам не расскажут. Узнаем потом, уже по факту.
БАМ и бум
Любопытно, что официальным поводом для встречи было названо совместное празднование начала строительства знаменитой Байкало-Амурской Магистрали, которое в ЦК КПСС курировал отец нынешнего президента Азербайджана — бывший президент Азербайджана Гейдар Алирза-оглы Алиев.
Почему-то такой невинный повод для фуршета привёл в неистовство целую свору наших бывших партнёров.
Накануне отъезда Ильхама Алиева в Россию смешной президент Франции Эмик Макрон отозвал из Баку своего посла с формулировкой «для консультаций». Одновременно к Эмику была вызвана посол Азербайджана Лейла Абдуллаева, которой было буквально сказано:
— Франция поддерживает нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном, выражает сожаление из‑за действий Азербайджана и желание, чтобы азербайджанская сторона прояснила свои намерения.
А сразу после того, как Алиев, так ничего Эмику и не прояснив, всё-таки вылетел в Москву, по ту сторону Атлантического океана группа конгрессменов во главе с демократкой Диной Тайтус потребовала от несчастного Деда Деменция подписать закон о персональных санкциях против 40 азербайджанских чиновников.
В пояснительной записке к своим требованиям конгрессмены и конгрессуомены сообщили, что они весьма озабочены нарушением прав человека в Азербайджане. И это, по их мнению «ставит под сомнение приверженность правительства Азербайджана правам человека и способность вести переговоры о справедливом и прочном мире».
Это что же за такой интересный БАМ задумали построить Путин и Алиев, что их встреча вызвала на Западе настоящий бум?
Мир перед фактом
На самом деле, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить: основной темой переговоров Путина и Алиева был вовсе не Гондурас, а глобальный логистический коридор «Север – Юг». Чего президенты, собственно, и не скрывали.
— Масштабу, историческому значению БАМа соответствует и ещё одно направление российско-азербайджанского сотрудничества сегодня. Речь о развитии транспортного коридора «Север – Юг». Фактически он соединяет Северный морской путь с Персидским заливом, или, так скажем, может и должен будет соединить, — поставил весь мир перед фактом Владимир Путин.
— Что касается транспортного коридора «Север – Юг», сегодня мы с Владимиром Владимировичем подробно ещё раз обсудили этот вопрос. Соответствующие инструкции даны членам Правительства. Уверен, что в ближайшее время все вопросы будут согласованы, и мы приступим к реализации ещё одного грандиозного проекта, — добавил к сказанному коллегой Ильхам Алиев.
Для тех, кто знал, что такое транспортный коридор «Север – Юг», но забыл, напомним. Это уникальный автомобильно-железнодорожно-водный маршрут, который обеспечит возможность перевозки огромного числа людей и сотен миллионов тонн грузов из российского Санкт-Петербурга в индийский порт Мумбаи, ранее известный под именем Бомбея.
Он пройдёт через территории России, Азербайджана и Ирана до порта Бендер-Аббас на берегу Персидского залива. Его протяжённость — около 7,200 километров. Срок доставки любого товара — порядка 17 дней. Это в два раза короче и в два раза быстрее, чем перевозка грузов по традиционному маршруту через Средиземное море и Суэцкий канал (14,500 километров и 35 дней, соответственно), не говоря уж о путешествии вокруг Африки.
Дополнительным бонусом станет тот факт, что в Каспийском море давно извели пиратов и сейчас там тихо. Торгуй на здоровье с двойной выгодой.
Сами понимаете, что при таком раскладе нет необходимости уделять лишнее внимание Гондурасу, который выбрасывается на обочину цивилизации автоматически.
Перекрёсток Алиева
На бумаге пока всё гладко. Но нельзя забывать об оврагах, которые, как мы видим, уже зашевелились. Ведь, Запад тоже заинтересован в дешёвом и удобном транспортном коридоре, связывающим Европу с юго-восточной Азией. Но только под своим собственным контролем. А есть ещё и такой сильнейший игрок, как Китай. И у него свои планы.
Что касается европейцев, то их проект «Пояс и путь» с логистическим хабом в находящейся под американским контролем иракской Басре, откуда грузы доставлялись бы вверх по рекам Тигр и Евфрат до Турции, мог бы на что‑то претендовать.
Но Беня Нетаньяху, начав войну с арабами, похоронил его настолько капитально, что впору поинтересоваться на кого израильский премьер работает на самом деле.
Китай наверняка пристально следит за развитием ситуации, особенно на фоне своего не всегда дружественного соперничества с Индией. Однако вмешиваться скорее всего не станет, ибо его интересам логистика в направлении «Север – Юг» не угрожает. А, при определённом раскладе, может даже принести пользу.
Китайцы более заинтересованы в развитии направления «Восток – Запад», по которому идут их основные грузопотоки. И поэтому внимательно изучают проект под названием «Срединный коридор», предложенный… Ильхамом Алиевым совместно с президентом Казахстана Касымом-Жомартом Токаевым. Этот логистический маршрут должен пройти через территорию двух вышеназванных стран в обход России, против которой введены санкции. Конечная точка и товарный хаб — та же Турция.
На данный момент специалисты из Империи Дракона рассчитывают стоимость предложенного им проекта и его рентабельность. Но даже если он будет начат, то интересы уважаемых сторон не пересекутся. Напротив, транспортные коридоры смогут друг друга дополнить.
Больше всего выгоды получит Азербайджан, который станет важнейшим транзитным перекрёстком не только на Кавказе, но и во всей Евразии. Остальные тоже в накладе не останутся. Кроме Западной Европы, потому в истерику и впадающей.
По-турецки говоря
Впрочем, можно с уверенностью сказать, что издыхающий на наших глазах Запад пустыми истериками не ограничится. Гадить будет не по-детски. И главным направлением его удара на сей раз станет Азербайджан. А как вы хотели? Двойная прибыль — двойной риск.
Санкции, которыми его пугают ведьмы из американского Конгресса это для затравки. Типа призыва одуматься. С большой долей вероятности дальше атака пойдёт по трём направлениям.
1. Санкции. Например, запрет на экспорт в Европу нефти, на которой держится азербайджанская экономика. Или введение потолка цены на неё.
2. Эскалация армяно-азербайджанского конфликта. Сегодня Никол Пашинян в интервью британскому изданию утверждает, что его страна никаких территориальных претензий к Азербайджану не имеет. А завтра хозяева накажут Никола Воваевича и он начнёт утверждать обратное, бряцая французским оружием.
Для нынешнего Азербайджана это не смертельно, но отвлечься придётся.
3. Попытка организации протестных выступлений в Баку. Этот метод попробуют точно.
Короче, ничего нового. Ильхам Гейдар-оглы — политик опытный. Наверняка найдёт, чем ответить. К тому же, похоже, что возможности Запада в Закавказье становятся всё более ограниченными.
Свидетельством тому — сегодняшнее заявление президента Турции Реджепа Эрдогана.
- В регионе устанавливается новый порядок. Пришло время отбросить беспочвенные воспоминания. Всегда лучше действовать в соответствии с реалиями времени, чем опираться на сфабрикованные истории, не имеющие никакой связи с реальностью. Теперь это понял и Пашинян.
В переводе с турецкого на русский это означает, что региональные державы не потерпят появления у себя под боком новых политических игроков ни из Европы, ни из Америки, ни с Марса. А несогласные с этим могут собирать манатки и валить в свою Францию. И если кто‑то не понял, то Эрдоган, Алиев и Путин не виноваты.
Обозреватель Всем! ру Борис ТЕРЕХОВ