Прошло больше 3 месяцев с запуска 15 июля 2025 года обновлённого государственного Портала открытых данных.
Это комплексная система, обеспечивающая прозрачность работы органов власти, и предоставляющая возможность централизованного доступа к открытой информации для всех граждан и организаций страны.
Кратко проведем анализ аналогичных зарубежных систем.
Порталы открытых правительственных данных существуют во многих странах. Создание этих порталов направлено на выполнение одной из основных целей открытого правительства: содействие прозрачности посредством публикации правительственных данных и, соответственно, обеспечение подотчётности государственных служащих и повторное использование раскрытых данных, имеющих социальную или экономическую ценность. В контексте государственного управления подотчётность определяется как обязанность государственных служащих отчитываться об использовании общественных ресурсов и ответственность органов власти за достижение заявленных целей эффективности.
Приведем несколько ключевых характеристик раскрываемых данных.
Качество — требование качества данных может рассматриваться как охватывающее несколько характеристик, иногда для упрощения ассоциируется с точностью).
Полнота и доступность — все общедоступные данные, не подпадающие под ограничения конфиденциальности, безопасности или другие обоснованные ограничения, должны быть доступны. При этом должен обеспечиваться максимально возможный уровень детализации.
Удобство использования и понятность — понимается как лёгкость, с которой пользователи могут получить доступ к информации и перемещаться по веб-порталу.
Своевременность, позволяющая обеспечить удобство использования раскрытых данных, и тесно связана с качеством данных.
Ценность и полезность. Раскрытие данных справедливым и равноправным образом способствует ценности управления с влиянием на внутренние социальные и демократические результаты.
Сопоставимость, как возможность сравнивать эффективность, управление ресурсами и другие данные, касающиеся различных государственных органов и различных периодов времени.
В результате анализа зарубежных порталов (Австралия, Канада, Франция, Новая Зеландия, США) установлено, что все порталы так или иначе ссылаются на планы действий и декларации открытого правительства. Организации, информационные пункты и временные периоды, охватываемые конкретным набором данных, в основном обозначены в его названии и текстовом описании. В целом порталы не предоставляют специфические механизмы для идентификации и придания дополнительной видимости наборам данных, связанным с подотчётностью.
Помимо глоссариев, в основном посвящённых концепциям открытых данных, в целом не было найдено глобальных словарей или онтологий, помогающих пользователям понимать терминологию и концепции, используемые в наборах данных. Порталы имеют необходимые структуры (метаданные), чтобы позволить пользователям определять своевременность предоставленной информации. Порталы позволяют организациям включать в свои метаданные вид указания детализации.
В целом, зарубежные порталы функционируют как простые репозитории данных.
Российский портал, выгодно отличается от зарубежных аналогов тем, что обеспечивает поддержку прозрачности для подотчётности, раскрытия экономически ценных данных, релевантных для подотчётности.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Шедько Юрием Николаевичем.







