Средневековая Европа
Средневековое мышление Европы воспринимало мир в виде рационально не оформленного, не представленного в строгих понятиях опыта. Людям не хватало знаний и по этой причине в их жизни было много эксцентричных обычаев. А из-за религиозного фанатизма средних веков, люди верили в абсолютно абсурдные вещи.
Средневековая мода Европы: эталоны красоты
Выбритое лицо
В отличие от современных тенденций, средневековые представления о женской красоте во многом были противоположными. В поздние периоды средневековья вместо акцента на глазах и бровях, женщины стремились подчеркнуть лоб и удаляли ресницы, а некоторые даже брили голову наголо, чтобы добиться идеально овального лица. Для визуального удлинения шеи брили волосы на затылке. Высокий выпуклый лоб и длинная шея были эталоном женской красоты. Считается, что моду на выбритое лицо ввела королева Изабелла Баварская, известная своим буйным характером и многочисленными романами, несмотря на брак.
Красота требует жертв
Дамы Средневековья прибегали к весьма странным методам ухода за собой, искренне веря в их эффективность. Они регулярно умывались мочой, думая, что она обладает антисептическими свойствами. Обязательно носили шёлковое бельё, отпугивающее вшей. Использовали разнообразные смеси, включающие золу, речную воду, сок ядовитых растений и даже кровь — для решения самых разных задач, от удаления нежелательных волос до отбеливания кожи.
Мужчины также не оставались в стороне, применяя сомнительные составы для поддержания красоты кожи.
Укладки, надёжно зафиксированные гусиным жиром, пользовались популярностью как среди женщин, так и среди мужчин, однако эта мода была чревата развитием паразитарных заболеваний.
Особенно впечатляли прически модниц того времени: сложные конструкции, над созданием которых куафёры трудились часами. Эти произведения искусства, естественно, старались не трогать как можно дольше — неделями, а то и месяцами, что приводило к тому, что в прическах могли образовываться целые колонии блох и даже мышиные семьи.
Медицина средневековой Европы
Самый эффективный способ лечения средних веков
Самые распространённые способы лечения больных людей при любых раскладах болезни были пиявки, кровопускание и прижигание. Однако, в отличие от прижигания, эффективность которого ещё можно было обсуждать, кровопускание и лечение пиявками зачастую не только не приносили облегчения, но и представляли серьёзную опасность для пациента. Эти процедуры нередко становились причиной заражения крови, что приводило к смерти, даже у людей с незначительными жалобами, такими как головная боль или мышечная усталость.

Суеверное лечение
Многие болезни воспринимались как кара за грехи или результат злого воздействия духов, поэтому врачи использовали обереги, заговоры и другие магические ритуалы, чтобы «изгнать нечисть» и вернуть здоровье пациенту. Широкое распространение получили амулеты, которые носили на теле для защиты от болезней и несчастий.
Астрология играла значительную роль в диагностике и лечении — врачи внимательно изучали расположение звёзд и планет, чтобы определить наиболее благоприятное время для проведения терапии, полагая, что небесные тела влияют на здоровье человека.
В арсенале средневековых лекарей присутствовали и магические зелья, приготовленные из различных трав. Так, например, для лечения болезней сердца использовали белладонну и наперстянку, однако их дозировка зачастую была неточной, и неправильное применение могло привести к трагическим последствиям.
Исцеление прикосновением
В средневековой Европе сложилось странное поверье о том, что короли обладают особой святостью и, следовательно, способны исцелять болезни простым прикосновением. Эта традиция берет начало в середине XI века с английского короля Эдуарда Исповедника, который, по легенде, исцелил нищего, страдающего золотухой, одним лишь прикосновением. Вслед за этим, по всей Европе люди стали верить в чудодейственную силу монарших рук. Королям приходилось выполнять ритуал «королевского прикосновения», чтобы укрепить свой статус и продемонстрировать благосклонность к подданным. Ярким примером является Людовик XIV, «король-солнце» Франции, который за один день «перещупал» целых 1600 человек, страдающих кожными заболеваниями. Ирония судьбы заключалась в том, что позже одна из любовниц Людовика XIV умерла от золотухи, что ставило под сомнение эффективность королевского «лечения».
Право средневековой Европы
Суд над животными
Жизнь в Средние века была трудна не только для людей, но и для животных. Любой зверь, от домашнего скота до насекомых, мог оказаться на скамье подсудимых, если его подозревали в нарушении закона. Звучит невероятно, но если животное считалось «преступником», оно представало перед судом с адвокатами, свидетелями и соблюдением всех формальностей. И это ещё не самое удивительное! В некоторых случаях животных подвергали пыткам, пытаясь добиться признания вины. Большинство животных приговаривалось к смертной казни, но случались и исключения – например, собака в Австрии, укусившая чиновника, получила год заключения. А во Франции был задокументирован случай, когда ослица была даже оправдана. В основном животных судили за нападения на людей, однако в летописях встречаются и более необычные обвинения. Так, в 1474 году петух был признан виновным в том, что снес яйцо.

Охота на ведьм
Еще одной серьёзной проблемой средневековой жизни была возможность обвинения в колдовстве. Ведьмой или колдуном могли объявить человека, который просто отличается от остальных. Обвинения в использовании магии чаще всего возникали в небольших, тесно связанных деревнях и городах, где все друг друга знали и замечали любые отклонения в поведении. Подозрения быстро перерастали в слухи и приводили к реальным приговорам, большинство обвинений были необоснованными. Суды низшего уровня часто прибегали к насильственным проверкам: подозреваемых кололи иглами, чтобы проверить чувствительность, или бросали в воду. Если женщина тонула, её посмертно признавали невиновной.
Охотникам за ведьмами власти часто платили щедрые вознаграждения, сопоставимые с месячным заработком. Во время Гражданской войны в Англии торговец Мэтью Хопкинс, известный «генерал по поиску ведьм», разбогател, казнив не менее 300 женщин.
Ведьмой могли счесть как молодую, привлекательную девушку с яркой внешностью, так и пожилую женщину, выделяющуюся из толпы. В раннем Средневековье к юным красавицам относились с особым подозрением: чем больше внимания привлекала девушка, тем более могущественной и коварной ведьмой её могли считать.
Незнакомое пугало людей, но наибольший ужас у мужчин Средневековья вызывал миф о том, что ведьмы крадут мужские гениталии и держат их дома в качестве домашних питомцев. Этот страх перерос из народных слухов в «факт», зафиксированный в руководствах по охоте на ведьм.

Жизнь средневековой Европы
Кладбище вместо рынка и театра
Современному жителю сложно представить себе комфортное соседство рядом с кладбищем. Однако в эпоху Средневековья восприятие смерти существенно отличалось. На кладбище устраивали празднества, велись дискуссии, проводились выборы старост, играли в азартные игры, слушали проповеди и даже ставили спектакли. Судебные разбирательства также часто происходили на кладбищах или поблизости. Историки Филипп Ариес и Даниель Александр-Бидон утверждают, что кладбища служили и торговыми площадками. Это объясняется тем, что они находились в собственности церкви и были освобождены от налогов. Соответственно, любые собрания на территории захоронений можно было организовывать без уплаты каких-либо сборов. Это обстоятельство весьма привлекало мелких купцов. Соседство с усопшими не смущало средневековых европейцев не случайно. Церковь проповедовала скорое наступление Страшного суда, когда мертвые воскреснут и воссоединятся с родными в небесном царстве.
Развод через поединок
В средневековой Германии супруги не затягивали с урегулированием конфликтов. Вместо словесных перепалок и разбитой посуды, они предпочитали выяснять отношения на ринге. В средневековой книге по фехтованию 1467 года, принадлежащей Гансу Тальхофферу, описывался весьма необычный вид состязания. Мужчина, погружённый по пояс в яму, держал в руках дубинку. Его жене вручали мешок с камнями весом примерно от полутора до двух килограммов. Правила были предельно просты: разрешались любые приемы, включая удары по голове, удушение, выкручивание конечностей. Условие победы мужа — отправить благоверную в нокаут, жены — вытащить супруга из ямы. Если стороны достигали соглашения и примирялись, поединок завершался. Однако, в случае серьёзного конфликта, проигравший мужчина подвергался смертной казни, а его супруга при поражении хоронилась заживо.

Самые жестокие наказания в средневековой Европе
Позорные шествия и стояния у позорного столба
Стремление возвыситься над другими — вечная человеческая слабость, а лучший способ её реализовать — принизить кого-то. В средневековой Европе публичное позорное шествие стало популярным инструментом для демонстрации превосходства. Например, пивовара, чья продукция оказалась недоброкачественной, насильно заставляли выпить собственный неудачный напиток, а затем провинившегося выставляли на всеобщее обозрение. А воров, укравших свиную колбасу, облачали в корону из свиных копыт. Таким образом, наказываемый, помимо унижения и физического наказания, подвергался воздействию весьма неприятных запахов.
Женщин же могли подвергнуть позорному шествию за сварливость, сплетни или излишнюю болтливость. Виновной надевали на голову специальное приспособление —«сварливую уздечку» и вели по улицам на поводке, лишая возможности сопротивляться, ведь маска болезненно впивалась в язык. Мужчин тоже не баловали: так, пьяницу могли запереть в бочке, обрекая его на мучительную боль в суставах.
Иногда шествие заменяли стоянием у позорного столба, где осужденного освистывали и оскорбляли прохожие. В особо жестоких случаях толпа доводила нерадивых граждан до смерти, забрасывая их камнями и битым стеклом.

Ношение масок и «знаки позора»
В книге «Преступление и наказание в Средние века», написанной историками Альбрехтом Классеном и Конни Скарборо, рассказывается о весьма своеобразных способах ненасильственного наказания, которые сегодня вызывают недоумение. Помимо известных случаев, когда преступников заставляли носить устрашающие маски животных, существовал и более мягкий, но не менее унизительный метод — «знак позора». Всю жизнь осужденный был обязан носить на шее предмет, который служил постоянным напоминанием о его проступке и свидетельством его виновности перед обществом. Этот «знак» должен был служить не только наказанием, но и призывом к раскаянию и исправлению.
Жестокие казни
В средневековой Италии, как и в Англии, смертная казнь часто сопровождалась жестоким публичным унижением. Осуждённого помещали в клетку и подвешивали на видном месте, чтобы все могли наблюдать за его страданиями. Перед казнью человека раздевали и облачали в тяжелый «железный костюм», который причинял невыносимые муки. В некоторых случаях, чтобы усугубить страдания, обвиняемого обливали молоком, а затем обильно смазывали медом, чтобы привлечь полчища насекомых. Этот ритуал был призван не только лишить человека жизни, но и максимально унизить его перед обществом.