Вы просыпаетесь утром, не торопясь пьете кофе, и, открыв ноутбук, решаете рабочие вопросы, не выходя из дома. Или, собрав чемодан, любимую семью и собаку в охапку – мчитесь в отпуск к теплому морю, пока ваши сотрудники работают как часы, давая вам насладиться временем с семьей. Примерно так видят картину успешного предпринимателя большинство людей. При этом они не знают, что за этим стоят – бессонные ночи, пропущенные дни рождения близких, срывы сроков поставки, воровство или банальные кассовые разрывы, возникшие из ниоткуда…
Кажется, что практически каждого человека хотя бы раз в жизни посещала мысль – а не стать ли мне предпринимателем. Но от идеи до реализации доходят далеко не все. Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на январь 2022 года зарегистрировано 5 866 703 малых и средних предпринимателей, из них микро-предприниматели – 5 636 297 штук (вновь созданных 1 024 821 штука), то есть около 4% населения страны.
Рисунок 1. Количество малых и средних предпринимателей в России на январь 2022 года
Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы
По сравнению с началом 2021 года – прирост предпринимателей составляет 3%. Наибольшее количество закрытий бизнеса в 2020-2021 году были связаны с последствиями пандемии. Однако на что всё-таки обращать внимание, чтобы бизнес рос?
Лучшим помощником предпринимателя является бизнес-план. Не тот, который пишется, чтобы получить кредит и сложить на полочку. А тот, который показывает реальное положение дел – сколько денег есть, на сколько произведен закуп продукции, сколько реализовано, когда и сколько оплачивать налогов, и сколько денег остается собственнику.
Бизнес-план – это лучший помощник любого предпринимателя, учитывающий риски, показывающий эффективность и отражающий каждое движение денег в производственном процессе (даже если вы предоставляете услуги).
Правила бизнес-плана
1. Деньги любят счёт – необходимо фиксировать доходы и расходы.
Первое и основное правило – деньги любят счёт. И раз уж вы решили стать предпринимателем – необходимо вести учёт доходов и расходов. Даже если вы всего лишь продаете самодельные брошки или вяжете шапочки на заказ, или ремонтируете глушители, или филигранно вытачиваете гравировки на ножах.
В случае с индивидуальными предпринимателями на практике часто получается, что минимальное количество отчетности перед государством играет злую шутку и собственник никак не ведет учет движений денежных средств, в лучшем случае – фиксирует в тетрадке закуп товара и выплату заработной платы персоналу.
2. Необходимо планировать обновление техники и оборудования.
На практике предприниматели учитывают, что для производства нужно оборудование и закладывают деньги на его ремонт и обновление. Но в случаях микро-бизнеса, когда используется, например, домашняя техника или личный гараж – это пункт выпадает.
Например, если вы видеограф – то телефон, компьютер и фотоаппарат ваши активы, помимо светлой головушки. И если головушка у вас одна и на всю жизнь, то все остальное необходимо обновлять своевременно.
3. Нельзя путать деньги бизнеса и личные деньги.
Если в случае с ООО более-менее понятно, что для оплаты той или иной услуги, товара – необходимо основание, как минимум – счет на оплату, то индивидуальные предприниматели здесь более свободны с юридической точки зрения и частой ошибкой является:
- Сегодня необходимо оплатить детский сад ребенку, как раз пришла крупная оплата от клиента, оплачу ка сразу за год вперед.
- А завтра необходимо выплатить заработную плату сотрудникам, купить новый товар и оплатить налог на вмененный доход, но на счету не хватает денежных средств.
- И бежит предприниматель снимать с личного депозита деньги (хорошо, если он есть) или в банк – за кредитом для пополнения оборотных средств.
Чтобы избежать такой ситуации, необходимо просчитывать каждый приход и расход, а после этого уже распоряжаться прибылью по своему усмотрению – и на личные нужды, и на развитие бизнеса.
К слову – кредит, это не всегда плохо, но нужно четко понимать свои риски и возможности. Следует обязательно учитывать, что банковские специалисты просчитывают риски с точки зрения возможности и вероятности возврата заемных средств (и ликвидности активов для банка – в случае, если сроки выплат будут нарушены), и не всегда это означает увеличение (или, в принципе, наличия) прибыли для предпринимателя – обязательства по кредиту выполняет, уже отлично.
4. Всегда нужно платить себе заработную плату.
Знаете ли вы, сколько денег тратит вы и ваша семья в месяц? А у вас есть подушка безопасности? А у вашего бизнеса?
Как показали события 2020 года – многие бизнесы по всему миру не смогли пережить период жестких локдаунов, потому что не имели запаса денежных средств для покрытия постоянных минимальных расходов, а уровень закредитованности населения сильно повысился.
Предприниматели с удивлением обнаружили, что бизнес в один момент может быть остановлен, от слова совсем и на неизвестный срок, денежных запасов нет, какая сумма и на какой срок нужна, что бы бизнес мог себе позволить впасть в спячку на время ограничений – не понятно.
Какая сумма нужна сейчас, а какая через месяц – тоже не понятно. И, как следствие, не знают, сколько могут забрать денег в конце месяца, и могут ли себе это позволить в принципе. Чаще всего – не могут.
Нужно просчитывать эффективность бизнеса: чистая приведенная стоимость, окупаемость и эффективность проекта, точка безубыточности.
Составляющие бизнес-плана
Основные киты инвесторов, пугающие начинающих (часто и продолжающих) предпринимателей, на основании которых можно с наибольшей долей вероятности можно сказать – стоит ли вкладывать деньги именно в данный проект или следует обратить внимание на другие альтернативы. Рассмотрим их более детально.
1. Чистая приведённая стоимость (ЧПС, чистый приведённый эффект, чистая текущая стоимость, чистый дисконтированный доход, ЧДД, англ. net present value, NPV) — это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню.
Упрощено: при положительном значении ЧПС в бизнес можно вкладываться, при отрицательном значении – лучше воздержаться, при значении ноль – вложиться можно, но прибыли это не принесет, только вернет вложенное.
На первоначальном этапе планирования своего дела просчитать данный показатель полезно, главным образом, потому что он учитывает стоимость денег во времени, и вы будете иметь представление о возможной вероятности движении денежных средств вашего бизнеса. Минусом является, что в современных условиях любые прогнозы могут не сбыться.
Но, в любом случае, имея просчитанные риски вам, как предпринимателю, будет проще принимать решения, имея перед глазами возможные сценарии развития при тех или иных цифрах.
А самый главный плюс просчета ЧПС – вы точно будете знать требуемые затраты на ведение проекта, а значит – сможете ими управлять, и, при необходимости, увеличивать или уменьшать нужные статьи. Но прежде, чем принять решение – вы сможете посмотреть: КАК это отразиться изменение одного или нескольких параметров на ваших финансовых показателях.
2. Срок окупаемости (период окупаемости, PP от англ. pay-back period) — период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции.
Если предыдущий параметр показывает – как будут меняться инвестиции во времени, то этот – показывает – как ДОЛГО инвестор или собственник будут ждать возврата вложенных средств.
Данный параметр не имеет каких-либо стандартов и правил (что хорошо) и целиком и полностью зависит от вида бизнеса и размера вложений.
Например, вложения в магазин формата «у дома» могут окупиться в течение 3-6 месяцев, а швейного цеха – 9-18 месяцев.
3. Экономическая эффективность (англ. Economic efficiency) — это величина, определяемая соотношением полученных результатов деятельности человека, производства продукции (товаров или услуг) и затрат труда и средств на производство.
Неразрывно идет со сроком окупаемости и показывает на сколько затраченные усилия оправданы в денежном эквиваленте.
На практике часто предприниматель «чувствует нутром», что «дело выгорит». Но сколько банкротств можно было бы избежать, если бы предварительно были посчитаны эти цифры.
4. Точка безубыточности (критическая точка, CVP-точка) (англ. break-even point) — объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.
Говоря более простыми словами – минимальное количество товаров и/ или услуг, которое необходимо продать, для покрытия всех затрат по проекту (бизнесу).
Важный параметр, особенно на стадии открытия и роста вашего предприятия. Помимо этого, критическая точка помогает прогнозировать необходимость увеличения или уменьшение количества требуемого персонала как при сезонных работах, так и при росте компании.
Прибыль в бизнес-плане
Прибыль делится на три категории: поддержание действующих процессов, вложения на расширение/ развитие (в том числе обучение), выплаты собственнику
Прибыль – слово, услаждающее слух любого предпринимателя, представляющего пополнение его личного счёта или хруст новеньких купюр в кошельке.
«Худшее преступление против трудящихся – когда компания перестает получать прибыль».
Сэмюэл Гомперс, американский профсоюзный лидер
Если предприниматель прошел через все предыдущие шаги и радостно обнаружил прибыль по итогам какого-то периода деятельности, то это ещё не конечная точка. На практике встречается два диаметрально противоположных явления:
- Изымается вся прибыль на нужды собственника
- Вся прибыль пускается в оборот
Оба варианта мало эффективны в долгосрочной перспективе. В первом случае – без обновления предприятие изживет себя, свои активы и эффективность работы неизменно будет падать. Во втором – собственник выгорит, не получая достаточного финансового удовлетворения от деятельности.
Наиболее разумно распределять прибыль по 3 направлениям:
1. На поддержание действующей деятельности.
Текущий ремонт используемых агрегатов. Если ремонт не требуется в данный момент – формирование резерва на ремонт или замену. Например, при использовании собственного автомобиля в рабочих поездках, можно заложить расходы на плановое обслуживание и ремонт из прибыли своего предприятия.
Текущий ремонт офиса или иного места, где ведется деятельность, обновление мебели и так далее.
2. На расширение деятельности.
В этот пункт может входить обучение непосредственно руководителя и/ или ключевых сотрудников для усовершенствования бизнес-процессов, повышения эффективности деятельности, расширения ассортимента, выхода на новые рынки.
Например, продажа вкусных букетов на заказ может быть увеличена за счет поиска корпоративных клиентов или открытия филиалов не только в городе, но и в области. Либо менеджер по продажам может обработать 5 заявок в день, а за счет автоматизации процесса и внедрения чат-ботов – тот же менеджер сможет обрабатывать 15 заявок в день.
В этом же пункте рассматривается возможность развития новых направлений.
Возвращаясь к предыдущему примеру – помимо вкусных букетов можно продавать шоколад ручного изготовления.
Конечно же, не всякие вложения можно сделать с прибыли одного периода, тогда разумно завести накопительный целевой счёт.
3. Непосредственные выплаты собственнику. Думаю, данный пункт не требует дополнительных пояснений.
Выводы
В заключении хочется отметить, что несмотря на небольшую долю предпринимателей (малый и средний бизнес), в стране (около 4%) имеется тенденция к росту, а значит все больше людей стремятся взять ответственность за свое благосостояние. Чем более продуманным будет каждый шаг, тем легче и интереснее станет предпринимательский путь.
В развитых экономиках вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны может быть до 50%, наша страна находится еще в начале этого пути. Советы из этой статьи помогут предпринимателям быть более устойчивыми и готовыми в условиях нестабильности, и доля предпринимателей будет расти из года в год, несмотря ни на какие глобальные или локальные события.
Переходя от шага к шагу, как указано выше, просчитывая каждую цифру самостоятельно или с помощью специалиста, каждый предприниматель будет лучше понимать цифры своего бизнеса, даже не являясь финансистом. Если начать подсчеты с первых шагов – будет гораздо легче, но даже, если вы предприниматель с опытом, и только задумались над структуризацией своего дела, эти советы также будут вам полезны и эффективны.