В последнее десятилетие аспекты цифровизации стали актуальными во всех сферах экономики. В связи с этим важным фактором становится анализ тенденций развития информационных технологий по направлению «электронная торговля».
Термин «e-commecre», «электронная торговля» активно используется наравне с такими понятиями как «интернет-торговля», «электронная коммерция», «цифровая торговля». Согласно ГОСТ Р 51303-2023 «Торговля. Термины и определения» электронная торговля - «это форма торговли, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур»; интернет-торговля - «форма электронной торговли, при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-коммуникационной сети Интернет».
Объемы интернет-продаж во всем мире неуклонно растут: мировой объем рынка электронной коммерции в 2021 году составил 4,9 триллиона долларов, а в 2023 году превысил 6,5 триллиона долларов. На лидирующих позициях по объемам электронной торговли в мире находятся США, Япония и Китай. Прогнозы на будущее говорят о том, что уже к 2025 году доля интернет-торговли будет превышать 25%.
Тренды развития электронной торговли в России аналогичны мировым. Объем отечественного рынка e-commerce в 2018 году составлял 1,3 трлн руб., неуклонно увеличивался и по прогнозам в 2024 году составит 7,2 трлн руб. (рисунок 1). К 2025 году Минпромторг России планирует довести долю электронной торговли в общем объеме торговли до 20 %. На перспективы развития электронной коммерции в России оказывают влияние ряд факторов: состояние экономики; покупательная способности населения, уровень проникновения Интернета и его выравнивание по регионам; глубокая персонализация предложений по покупке товаров; расширение ассортимента товаров.
Дополнительным импульсом для развития рынка электронной коммерции в России являются: «Стратегия развития торговли в России на период до 2025 года», одной из основных задач которой является развитие многоформатной торговли (торговые сети, малые форматы торговли, интернет-торговля и другие форматы); «Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года»; «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»; пристальное внимание к созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в странах ЕАЭС на заседании Евразийского межправительственного совета, которое состоялось 02.02.2024 года в Казахстане и другие.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, кандидата технических наук, доцента Людмилы Пашкевич развитие электронной торговли имеет определяющее значение для повышения эффективности национальной и трансграничной торговли. В целях закрепления России в сфере электронной торговли необходимо активно создавать конкурентоспособные на мировом уровне национальные торговые цифровые платформы.