Темпы экономического развития страны диктуют необходимость чётко слаженных действий всех участников рыночной системы с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития России. В настоящее время постоянно возникающие диспропорции спроса и предложения на рынке труда говорят о слабом взаимодействии организаций образования с предприятиями-работодателями.
Мы выделили ряд причин, вызывающие подобного рода дисбаланс, одна из них — отсутствие систематического мониторинга образовательными организациями современных требований, предъявляемых государством, работодателем к системе подготовки специалиста, вторая проблемы связана с невозможностью сиюминутного реагирования системы образования на быстро меняющиеся тренды. В результате государство сталкивается с кадровым голодом по отдельным группам специальностей, неравномерностью в объёмах выпуска по разным направлениям подготовки, переизбытком юристов-экономистов-менеджеров, отсутствием инженерного персонала, педагогов, врачей и т.п.
В связи с этим государство имеет возможность своевременного реагирования на процессы подготовки специалистов, включая механизмы директивного управления, которые инициированы «сверху» (например, формирование пула бюджетных мест для специальностей, востребованных на рынке труда, дополнительных мер поддержки для молодых специалистов, получивших образование по профессии, где наблюдается кадровый дефицит, и т.п). При этом инициатива «снизу», исходящая от образовательных организаций и работодателей, должна быть поддержана государством.
На наш взгляд, разработка государственной комплексной информационной системы, в которой есть возможность эффективного взаимодействия работодателей и образовательных организаций по вопросам формирования компетенций будущих специалистов, которые востребованы сегодня и будут востребованы завтра, позволит вести подготовку кадров в соответствии с требованиями работодателей, а также уже сегодня закладывать возможные изменения в компетенции будущего.







