В 2013 году Правительство РФ озаботилась проблемой импортозамещения. С ведением первых санкций в 2014 году этот вопрос стал актуален и уже проводилась политика в данном направление. Однако в 2022 с началом СВО и введением более жестких санкций, многие обнаружили, что во многих отраслях либо импортозамещение не произошло, а где-то не даже и не проводилось. Издание Всем.ру рассмотрела самые проблемные области для импортозамещения и разобралась почему импортозамещение невозможно.
Импортозамещение в области авиации
Первая отрасль, которая получила жесткий удар — это авиация. Российский флот состоял полностью из Боингов и Аэробусов, которые были взяты в лизинг, а также технически обслуживались данными компаниями. Однако после начала СВО на Украине было анонсировано, что любой из самолетов российских авиакомпаний в случае приземления в аэропортах стран НАТО и ЕС будет подвергнут аресту. Российское правительство выкупила самолет у данных компаний. Однако встает вопрос как их обслуживать, ведь запчастей тоже нет. И конечно же можно сказать, а где же наше отечественная авиация?
Развал СССР привел к резкому спаду авиастроения в России, а причины как говорили политические деятели 90х «покупать из-за рубежа выгоднее». При этом некоторые отечественные самолеты в большинстве своем состоят из иностранных комплектующих. Так, на примере Sukhoi Superjet 100 состоит из комплектующих из Франции, и как иностранные самолеты его тоже стали разбирать из-за невозможности обслуживания. Проект самолета МС-21-300 тоже на этапе разработки состоял из некоторых американских комплектующих, однако из-за санкций 2019 году производство перенесено на 2024 год и еще не известно успеют ли проект запустить.
Остается только Ту-204 и его модификация Ту-214, который состоит из полностью российских запчастей. Однако это всего лишь капля в море от того, что стоит заместить в авиастроении.
Эксперты подчеркивают что отечественное авиастроение вымерло и выродилось. Этого мнения придерживается Павел Золотов — Председатель комитета по промышленности "ОПОРа РОССИИ" ЧОО:
Мы (Россия), включившись в международные ассоциации получили огромный плюс, когда находясь в любом аэропорту могли пользоваться международной сетью запасных частей; менять, ремонтировать самолеты. В стратегии, сборка наших самолетов была с использованием таких компонентов. Это хорошо с точки зрения отсутствие простоев, дешевле, но с точки зрения суверенности, —это провал.
Теперь, при схлопывании глобального мира в локальные, мы не можем получить з/ч и еще не можем летать по многим территориям. Эмбарго на з/ч и запрет полетов "запер нас в углу".
Если читатель помнит, то и самолетостроение в России было заторможено, по тем же ИЛ, ТУ.
Фин корпорации не это не выделяли деньги, показывая заинтересованность в Боингах, Аирбассах и объясняя удобствами
Но важнее всего, что произошло вырождение конструкторской школы, в части того, что не отобразить в тексте; это внутренняя культура конструкторской школы, некие имплицитные знания, передающиеся из поколения в поколение.
Аналогичного мнения придерживается Алексей Гончаренко — партнёр и директор Представительства международной бренд-консалтинговой группы «Минале Таттерсфилд» в России
«Мы построим много-много российских самолётов в кратчайшие сроки» — говорят чиновники, когда делятся планами «импортозамещения» в области авиапрома. Планы конечно грандиозные, но в них мало верится.
Сам подход, безусловно, верный, самолёты нужны. Иначе все российские авиакомпании из-за отсутствия деталей закроются. Для импортозамещения нужно много, быстро и ещё вчера. А наши «перспективные» разработки далеко не перспективные.
Вернуть к разработкам советские достижения уже не получится (под нож пустили сотни исправных самолётов, Ил-86/96, Ил-62, Ту-154 и другие). Напомню, что развал российского авиапрома начался с «санкций» — отечественные машины перестали пускать в иностранные аэропорты (слишком шумные и непригодные). Тогда и приняли решение уничтожить отрасль. Большая часть заводов закрылась и обанкротилась.
Хотя есть эксперты, которые более оптимистично настроены в вопросе авиастроения. Вот, что рассказывает Алексей Бутримов, генеральный директор компании BJet:
— Россия может возродить авиационную промышленность. Но первое время производителям самолетов будет трудно найти замену некоторым западным импортным товарам, особенно высокотехнологичным компонентам, таким как передовые двигатели и электроника. Россия сможет разработать собственные альтернативы в течение ближайших пяти лет. У нас есть возможность упростить наши конструкции, не жертвуя качеством. Например, если у вас есть кабина с электронными мониторами, ничто не мешает вам временно установить более старое решение. Да, нам придется сделать несколько шагов назад в технологическом плане, но как только мы сможем разрабатывать и производить наши собственные мониторы, это поможет нам сделать большой скачок вперед.
Одно из самых больших наших преимуществ – то что несколько десятилетий назад у нас была хорошо развитая авиационная промышленность. В советское время мы не только проектировали собственные самолеты, но и полностью контролировали их производственный цикл. Россия все еще сохраняет большую когорту хорошо подготовленных инженеров и способность производить работоспособные модели.
В России по-прежнему есть заводы по производству военных самолетов, и в нынешней ситуации все, что нам нужно сделать, это расширить производство военных самолетов на гражданский сектор. Например, мы до сих пор выпускаем самолеты Ил-96 и Ил-76. Ничто не мешает нам увеличить выпуск Ил-96, но на этот раз с модернизированным двигателем и новой авионикой.
Также мы наблюдаем появление новых небольших компаний, которые производят ключевые компоненты, и правительство пытается продвигать производство российского оборудования. Так что, с одной стороны, у вас есть проблемы, но с другой стороны, эти проблемы наконец-то запустили процесс импортозамещения, в результате которого Россия больше не будет зависеть от всех.
Что касается частной авиации, то она преодолела критический период: на сегодняшний момент, по сравнению с мартом этого года, наблюдается восстановление. Интенсивность полетов на бизнес-джетах выросла примерно в два раза. А с учетом дефицита современных частных бортов в сложившихся условиях спрос на услуги деловой авиации увеличился еще существеннее. При этом клиентов не останавливает повышение цен.
Послабления для авиации, о которых упоминает 7-й пакет санкций ЕС, сфера частных полетов не почувствовала: практики отмены определенных запретов на деле мы еще не увидели.
Предполагается, что в дальнейшем отечественная деловая авиация сможет обойтись собственными силами, выпустив российский бизнес-джет. Предпосылки для этого есть и определенные разработки в авиации появляются. Например, холдинг «Росэлектроника» (в составе «Ростеха») создал замену американским электронным компонентам связи для отечественных самолетов Sukhoi Superjet-100 и МС-21. Однако это большие самолеты, которые сложно обслуживать в бизнес-авиации. И кроме того, для внедрения инноваций потребуется минимум 5 лет. Поэтому, скорее всего, начальная сборка собственной авиатехники будет осуществляться по отечественным проектам с помощью китайских компонентов. Но Европа и США действуют только нам на пользу: подобная ситуация стимулирует авиационную промышленность в России, и в стране впоследствии смогут выпускать свою продукцию без зарубежного участия.
Наша компания также планирует внести свой вклад в авиапроизводство. Сейчас мы готовим сертификат ФАП-21 (Федеральные авиационные правила), который позволяет модернизировать авиапарк и изготавливать детали для самолетов. О конкретных возможностях, которые нам даст новая лицензия, будет известно позже, требуется время для соблюдения формальностей в оформлении.
Алексей Бутримов, генеральный директор компании BJet
Импортозамещение программного обеспечения и отрасли IT
По вопросу импортозамещения ПО было создано ряд указов начиная с 2014 года, а именно
- Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04 июля 2018 года № 335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 года № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05 мая 2016 года № 392 «О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Методические рекомендации по разработке технического задания проекта перехода на отечественное ПО органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения (в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.07.2018г. №335).
Однако несмотря на то, что было создано отечественное ПО, то многие пользователи начали жаловаться что на российском программное обеспечение не работают множество программ и в целом из-за этих проблем невозможно работать. Однако многие эксперты из IT настроены позитивно. Александр Другов — основатель и управляющий партнёр компании Дамаск - разработчика системы электронной очереди считает, что уже существуют решения базе LINUX и есть софт-пакеты, которые совместимы с Wondows:
Что касается отечественной Windows или MacOS. то об этом нет смысла говорить. MacOs — это узкая операционная система для продуктов компании Apple, изобретать велосипед нет смысла. Что касается Linux, есть отечественные решения — это Альт Linux, и они уже используются в госорганах. Есть пакеты, которые полностью являются аналогами решений под Виндой. Они имеют широкое распространение, и проблем с ПО нет.
Но есть сложность. Во-первых, огромные инвестиции и здесь есть меры поддержки и гранты от государства, которые позволяют финансировать подобные разработки и выводить на рынок. Во-вторых, многие заказчики предпочитают оставить на импортных решениях, но здесь работает рыночный механизм и к теме импортозамещения это не имеет значение. Качественный продукт по хорошей цене при правильной организации продаж, маркетинговое сопровождения повлияет на потребительский рынок.
Похожего мнения придерживается Алексей Гончаренко — партнёр и директор Представительства международной бренд-консалтинговой группы «Минале Таттерсфилд» в России:
— Здесь я как обыватель скажу, так как вопрос ближе it специалисту. На мой взгляд российские ИТ-продукты вполне доступны, удобны и даже экономнее по сравнению с зарубежными. Важное преимущество – высокий уровень безопасности, так как риск утечки данных сходится к минимуму, когда данные находятся на нашей территории. Заменить ОП Windows на самом деле несложно, вариантов много, если только не требуется специальное ПО, которое работает исключительно на Windows. В качестве альтернативы можно рассмотреть российские ОС Linux, Альт Linux, РЕД ОС. Эти системы имеют сертификацию ФСТЭК России. Плюс на любую российскую ОП можно установить российский офисный пакет для работы.
Однако не все эксперты настроены оптимистично:
Создание Виндуос, в мире потребовало большой концентрации ресурсов и времени. Это же эволюционное развитие. Мир двигался от версии к версии. Соответственно, прежде чем создавать свой виндус нужно разработать свою архитектуру процессора. Не имеет смысла делать свою операционку под процессоры Windows или AMD, нужно делать все под свои процессоры. Почему?
Потому что в импортных процессорах стоят бэкдоры и мы не приходим к суверенитету в таком случае. Работу процессоров можно перекрыть или попросту выключить. Ну и сама задача по созданию виндуос эта задача технологически ресурсная и затратная.
Мак вообще не импортозаместить, потому что он защищен от установки другого софта.
Линукс заменить сможем, но оно малофункциональное, плюс оно открыто и смысла его замещать мы не видим. Вообщем первично свой процессор и затем ПО.Павел Золотов — Председатель комитета по промышленности "ОПОРа РОССИИ" ЧОО. Предприниматель
Аналогичного мнения придерживается Виталий Арбузов — основатель NPRO.digital:
— Сейчас о полной замене Windows, Mac, Linux речи не идет. Разработка отечественной ОС, это большая сверхзадача. Большинство как современного, так и потребительского софта ориентированы на уже существующие архитектуры, которые используются во всем мире.Есть зарубежное оборудование, в том числе медицинское. Драйвера написаны специально под Windows. Будет ли производитель оборудования переписывать драйвера для российской ОС? Большой вопрос. Если говорить о замене определенных функциональных модулей и блоков, то здесь российские разработчики могут предложить отечественные аналоги.
Процесс импортозамещения в IT развивается с 2016 года, когда был принят закон о создании реестра отечественного программного обеспечения. Постановление вводило ограничения для госзаказчиков на покупку программного обеспечения, отсутствующее в этом реестре. Однако темпы роста отечественного ПО в государственных организациях остаются медленными. К концу 2021 года доля российского софта, используемого госкомпаниями, должна была составить от 50 до 70%, но в реальности оказалась вдвое меньше, чем планировалось - 30–35%.
Срок полноценного перехода с зарубежного софта на отечественную систему может занять от полугода, а может и вовсе полноценно не завершиться.
Не менее важная проблема стало то, что многие российские IT кампании стали покидать Россию и перебазировались в Грузии и или Армении, программисты стали заложниками данной ситуации и из-за неопределённости им тоже пришлось поменять место дислокации. Тем самым добавилось еще проблем это возможный кадровый голод среди IT специалистов. Однако эксперт Александр Другов — основатель и управляющий партнёр компании Дамаск - разработчика системы электронной очереди считает иначе:
Очень многие специалисты, которые уехали, сейчас возвращаются. Я больше скажу, месторасположение специалиста на разработку продукта не влияет.
Хотя некоторые эксперты подчеркивает, что отток специалистов все-таки повлияет на IT сферу:
В феврале-марте по различным подсчетам Россию покинуло более 70 тыс. человек, работающих в сфере IT. Аналитики предсказывали вторую волну миграции, которая должна была побить рекорд первой по количеству уехавших специалистов в 1,5-2 раза. Но что мы видим по факту? По последним данным 80% всех россиян, покинувших страну, вернулись домой, в том числе большая часть и айтишников. Сложности с кадрами в разработке отечественной ОС во многом возникают за счет самой специфики отрасли. Немногие IT-специалисты видят большой интерес в разработке отечественной ОС поскольку это заведомо сложная и многогранная задача.
Однако несмотря на то сырое российское ПО, в России анонсировали легализацию пиратства. Таким образом можно с торрента скачать пиратскую версию ОС Windows или же просто работать на ПО Linux, к которой есть всегда открытый доступ. Еще Россия может столкнуться с нехваткой техники — микропроцессоров. СССР занимал второе место по производству микросхем, уступая только США, а с развалом СССР была на корень уничтожена и эта отрасль. Даже проект по производству процессоров Байкал встал. Из-за того, что Тайвань отказался их производить после начала СВО на Украине.
Импортозамещение авто и проблемы в машиностроении
Еще одна проблема, с которой столкнулась Россия массовый уход автомобильных брендов или приостановка их заводов на территории РФ. Это отразилось и на отечественных производителей. Так легендарный Автоваз был часть концерна Рено-Ниссан и такие автомобили Лада Гранта, Лада Веста и Лада X-Ray были сделаны благодаря технологиям западных компаний. Однако с их уход Автоваз столкнулся с проблемой, что сейчас они способны производить — это Лада Гранту и без подушек безопасности и системы ABS. Другой завод УАЗ тоже столкнулся с проблемами еще в пандемию, недостаток комплектующих.
— По сути отечественной автопромышленности для конечного клиента (формат B2C) как таковой нет.
У нас есть группа ГАЗ, которая делала Siber, планирует выйти на рынок «москвич» (по большей части китайский), Лада - единственный, пожалуй, системный производитель отечественного автопрома. Есть ещё внедорожники, как мы знаем, УАЗ, но для меня это неясный бренд, не понимаю, как они выстраивают работу.
Перспективы по и импортозамещению большие, потому что мы делать машины не умеем «в большом понимании», но мы их все равно делаем. Лада, которая продавала всегда большее количество машин на российский рынок, сейчас в ситуации «шторма», для среднего покупателя эта машина привычная, комфортная, но для категории повыше - не интересна. Если уходит широкая модельная линейка зарубежных автомобилей, то автовазу становится вольготно. Казалось бы, это неплохая ситуация для них, но на самом деле конкуренция это двигатель прогресса. Совместные разработки, которыми делились иностранцы были всегда полезны.
На низших сегментах наши компании смогут удовлетворить запрос (они сейчас уже это делают), средний сегмент (от 2 миллионов рублей) - здесь будет проблема, у нас пока не умеют делать такие автомобили. Новые технологии за годы работы с зарубежными производителями мы ещё не успели переварить и адаптировать. Брендинг конечно тоже под вопросом, так как сама система Брендинга плохая для потребителя. В высокой категории (от 5 миллионов и выше) у нас полный вакуум. Если не считать странный продукт под названием Аурус (дизайн и Брендинг слишком похожи на западных производителей).
Очень важно сейчас договориться с китайцам или с кем то из дружественных стран создать новотехнологичный автомобиль среднего класса, так как это основной запрос потребителя. Здесь у нас хорошие шансы. Нужно таргетировать средний сегмент, ликвидировать провал, который всегда существовал на среднюю и высокую аудиторию.
Алексей Гончаренко — партнёр и директор Представительства международной бренд-консалтинговой группы «Минале Таттерсфилд» в России
С развалом, с притоком импортных иномарок, а также экономический кризис крайне негативно сказался на отечественном автопроме. В 90х о разработках конкурентноспособных моделей речи не шло, а в 2000х кто-то стал частью более крупных корпораций как Автоваз, сначала под контролем GM, а затем Рено-Ниссан. Кто-то просто обанкротился как АЗЛК или ЗИЛ или же сократил линей своих авто, как завод ГАЗ, который отказался от производства легковых автомобилей Волга.
По автомобилестроению, и до спецоперации была проблема, то что “они” к нам завозили элементы узловой сборки, т.е. высокотехнологичные компоненты для сборки с высокой добавленной стоимостью, плюс плата за бренд.
Нам доставалась работа с низкой добавленной стоимостью,
Фокус, что вроде как сборка была отечественная, но в части добавленной стоимости львиная доля уходила за границу, а нам жалкие 2-3% рентабельности.
Перспектива здесь есть, т.к. конвейеры существуют, их много и остается наладить только производство инновационных комплектующих, а это двигатели, электронные блоки управления работы агрегатов.Сегодня закупщики того же АВТО ВАЗа предлагают на внутренний рынок заказы на ремни ГРМ, свечи двигателя, электронные компоненты, которые относятся к высокотехнологичной продукции, для которой базы не создано. Поэтому нам предстоит вместо воспитания профессиональных потребителей воспитывать профессиональных производителей, а в части импортозамещения нужно покупать технологии и оборудование для производства за рубежом, так же как мы это делали всю историю России, начиная с Петра I
Павел Золотов — Председатель комитета по промышленности "ОПОРа РОССИИ" ЧОО. Предприниматель
При этом у населения есть запрос на возрождения легендарных советских авто брендов, но для разработки потребуется очень не мало времени. А пока с рынка не ушли лишь китайские и корейские бренды, а что касается западных и японских иномарок то как в старые времена их будут закупать на прямую или из Германии, или из Японии.
Импортозамещение в России — реально!
Несмотря на запущенный процесс импортозамещения во многих отраслях страны. По факту оно невозможно из-за экономического курса, который был установлен 30 лет. Это экономическую систему критикует депутат Госдумы и координатор НОД Евгений Федоров, объясняя, почему импортозамещение невозможно и почему действующий экономический курс страны может привести к катастрофе.
— Импортозамещение подразумевает то, что нужно предложить свою альтернативу товары в идеальном сценарии товары, которые могли бы операжать в развитии другие аналогичные. Т.е. мы 30 лет ничего не производили и вот сейчас будем производить.
Денис Мантуров сообщил что правительство выделило 1 триллион рублей. Что можно сделать на этот триллион в масштабе нашей экономики. Ну можно открыть 10 предприятий. Но на изменения экономических параметров нашей экономики они ничего не дадут.
Наш экономический курс характерен, что у нас нет национальной валюты, рубль осуществляет через валютную эмиссию в обмен на доллары, которые стерилизуются, т.е уничтожаются в валютных резервах. Даже если рубли не попадают в валютный резерв, они не попадают на рынок. На них не закупаются товары для экономики, строительства и т.д. Нынешний курс в условиях СВО это фактически смерть, т.к. СВО оно на долго.
Депутат Федоров предлагает решения для создание суверенной экономики
— Нужно обнулить процентную ставку, запустить национальный рубль, а лучше государственный рубль, т.е привязать рубль к Госбанку и после этого запустить инвестиционный потенциал страны. Обнуление процетной ставки даст в национальную экономику сразу около 100 триллионов рублей, при чем безинфляционные. Через механизм эмиссии собственниками валютной выручки станут десятки сотни и тысячи предприятий в силу свойе мотивации и работоспосбности и поднимут поставки импортных товаров в 2-3 раза.
Таким образом, чтобы наша политика по импортозамещению была успешна, нам первостепенно нужно изменить все экономическую политику, а для этого нам нужна Конституция, где будет прописан наш суверенитет и важность идеологии, для того, чтобы выстроить наш Национальный Курс!