«Всем!ру» - информационно-аналитический портал
«Всем!ру» - информационно-аналитический портал

Отчасти у людей есть поводы для волнения: отказ крупных автоконцернов влечет за собой не только дефицит готовых машин, но и перебои с поставками оригинальных запчастей, поддержки заводской гарантии на купленные авто, а также сервисного обслуживания. 

Про резкий рост цен на новые и подержанные машины и говорить не приходится – из-за скачков курса валют цены почти на весь ассортимент зарубежных автомобилей в автосалонах выросли кратно. Что на самом деле происходит на автомобильном рынке, какие бренды ушли и остались в России – в нашем материале.

Санкции на машины снизили продажи автомобилей в России на 63%

По данным аналитического агентства “Автостат”, российский рынок продаж новых автомобилей завершил первый квартал 2022 года ощутимым падением из-за санкций. Снижение составило 62,9% по сравнению с прошлым кварталом, и коснулось как массового, так и премиального сегментов рынка. В целом по массовому сегменту реализация упала на 28,6% до 237 447 единиц техники. 

Но у восьми брендов, входящих в ТОП-25 по объему продаж, есть положительная динамика. Так, по итогам трех месяцев наибольший рост продаж показал показал китайский бренд EXEED – почти в 4,5 раза. Ему немного уступает американский Chevrolet с ростом в 3,1 раза. 

Кроме EXEED, в «положительной» зоне оказались еще шесть брендов: 

  • Geely (+58,8%),
  • GAC (+34,5%),
  • Haval (+26,7%),
  • Changan (+11,7%),
  • Opel (+30,6%),
  • Mitsubishi (+12%).

Оставшиеся 17 массовых марок оказались «в минусе». Самое сильное падение среди них имеет чешская Skoda (-47%), от которой немного «отстают» японские Suzuki (-46%) и Subaru (-44,6%), а также немецкий Volkswagen (-43,7%). У других брендов падение составило от 37,2% (LADA) до 1,3% (Chery). 

Премиальный сегмент упал на 36%, до 25 169 штук. Здесь подавляющее большинство брендов – 10 из 13 – потеряло в продажах. Хуже всего пришлось Cadillac и Lexus, объем реализации которых в 1-м квартале 2022 года снизился на 73,4% и 67,4% соответственно. Еще у восьми марок отмечен двузначный показатель падения – от 42,7% (Audi) до 11,4% (Jeep).

Положительную динамику продаж фиксируют лишь у трех премиальных брендов: 

Genesis (+4,7%), 

Jaguar (+10,5%), 

Infiniti (+13,7%).

Влияние санкций на обслуживание автомобилей – ожидания автовладельцев

В середине марта 2022 года на сайте сайта Авто Mail.ru провели опрос более 5 тысяч автовладельцев. Им задали вопрос: «Насколько, по вашим ощущениям, в 2022 году вырастут ваши расходы на содержание автомобиля?». Под расходами подразумевались: страхование, налоги, затраты на топливо и техобслуживание машины. 

Более детальная обработка итогов опроса позволяет судить о том, что в целом по выборке почти 23% автовладельцев ожидает увеличения расходов на 20 – 30%. А каждый пятый (20,5%) респондент считает, что затраты на содержание автомобиля вырастут более чем в 1,5 раза. 

В премиум-сегменте – иная картина: здесь большинство (27,2%) уверено, что расходы увеличатся более чем на половину, а каждый пятый (20,2%) предполагает, что на 20 – 30%. 

Настроения собственников как массовых, так и премиальных автомобилей сходятся в количестве оптимистов, которые думают, что расходы не вырастут и останутся на уровне 2021 года. Таковых набралось от 2,5% до 3,1%. 

Машины под санкциями: какие марки автомобилей ушли с российского рынка, а какие продолжают поставки

Audi. «Ауди» из-за санкций остановила поставки новых автомашин в нашу страну. На рынок попали те модели, которые прошли таможню до 24 февраля. Работы на российских заводах приостановлены на неопределенный срок. Несмотря на это, в дилерских центрах автомобили «Ауди» присутствуют в достаточном количестве, и каждый клиент может приобрести авто этой марки.

BMW. БМВ также поддержала санкции и приостановил завод «Автотор» в Калининграде по сборке автомобилей. Несмотря на это, рабочие не уволены. Это марка машин под санкциями поставляется дилерам только при условии, что партия прошла таможню до 24 февраля и при полной предоплате. В офисе компании заявляют, что обеспечивают клиентов всем возможным, чтобы сохранить целевую аудиторию. Также сотрудники компании отметили, что прилагают возможные усилия для сохранения автомобильного бизнеса в нашей стране.

Chery. Китайцы пока придерживаются заключенных договоров и поставляют в нашу страну автомобили, запасные части к ним без перебоев. Представители компании заявили, что пересмотрели логистику, и контрактный объем будет выполнен. Сегодня «Чери» поставляет в Россию кроссоверы Tiggo 4, 7, 8, 8 Pro. По сведениям, полученным из комитета автомобильных производителей АЕБ, китайцы реализовали в феврале 2022 года 2907 новых моделей авто. Эта цифра на 45% выше аналогичного периода прошлого года.

Ferrari. Итальянцы прекратили поставки в нашу страну на неопределенный срок, так как эти машины находятся под санкциями Запада.

Ford. Американский производитель приостановил работы в России. Бренд заявил, что останавливается производство и продажу коммерческого фургона Transit в Татарстане. Однако руководство автогиганта отметило, что предпримет юридические меры, чтобы обеспечить рабочих мерами социальной поддержки во время заморозки.

GAC. Производитель китайских кроссоверов не остановил поставки машин и комплектующих в нашу страну. Вдобавок, руководство заявило о налаживании поставок флагманских автомобилей GS8 нового поколения. Произойдет это, по предварительной оценке, в 2023 году. Сегодня китайцы поставляют в России три модели марки: GS5, GS8 и GN8.

Geely. Китайские производители не планируют прекращать поставки своих марок машин в условиях санкций. Geely – наглядный пример. В феврале 2022 года концерн привез и продал в России 2188 автомашин. Эта цифра на 82% выше, чем за январь. Популярной моделью марки стал кроссовер Atlas Pro, продажи которого за февраль месяц составили 850 единиц.

Haval. Предприниматели из Китая наладили производство авто в Тульской области. Заявления о прекращении работы конвейеров не было. В автосалонах присутствует весь модельный ряд марки. Популярными стали модернизированные Haval F7 и F7x.

Honda. Японцы заявили о прекращении поставок продукции в Россию еще в 2020 году. Планировалась реализация кроссоверов CR-V в начале текущего года, но машины попали под санкции 2022 года, и поставки заморозились. Также прекратились продажи мотоциклетной и другой техники.

Hyundai. Корейцы не делали официальных публичных заявлений об изменениях в сотрудничестве с нашей страной. Пресс-служба автогиганта отказалась от преждевременных комментариев. Стало известно, что марка планирует завести в Россию спортивные модели Tucson и Creta, которые известны под наименованием N-Line.

Infiniti. Руководство марки временно приостановило ввоз новых авто в нашу страну. Однако в офисе компании подчеркнули, что автосалоны имеют достаточный запас моделей для продаж. В компании уточняют, что постоянно мониторят происходящее на рынке и решают вопросы по оперативному принятию мер в интересах клиентов.

Jaguar Land Rover. Англичане первыми назвали, какие марки машин попадают под санкции. Jaguar один из них. Пресс-служба отметила, что подразделения компании внимательно следят за происходящим и моментально реагируют на изменения рынка. Range Rover 5-го поколения планировался стать премьерой в нашей стране весной 2022 года. Теперь, из-за сложившейся ситуации, сроки будут перенесены или модель не поступит в Россию вовсе.

Kia. По сведениям Autonews.ru, корейский производитель не дал точных комментариев о том, какие машины попали под санкции. Там же сообщается, что в Kia реализовали в январе текущего года 15001 единицу транспорта. Это цифра на 9% ниже, чем за тот же период в 2021 году.

Lamborghini. Санкции против ввоза машин ввели и в руководстве Lambo. При этом итальянский производитель стал одним из трех продаваемых в нашей стране брендов спортивных автокаров. По сведениям «Автостата» концерн продал в России в 2021 году 174 единицы автомобилей.

Mazda. В компании заявили, что завод во Владивостоке продолжает работать в прежнем режиме. Получена информация от зарубежных СМИ, что завод нуждается в запасных частях для продолжения сборки японских автомобилей. Далее эта информация была опровергнута пресс-службой «Мазда Соллерс». Сегодня в России продаются кроссовер CX-5, Mazda6, CX-9, которые собираются на заводе во Владивостоке.

Mersedes-Benz. Руководство компании приостановило поставки авто в нашу страну. Однако немецкий концерн уточнил, какие марки машин попадают под санкции. Это легковые автомобили и коммерческие авто со средней грузоподъемностью. Отмечено о приостановке завода в Подмосковье. Там выпускались автомобили E-класса, GLC, GLE и GLS.

Mitsubishi. Пока, как сообщили в представительстве компании, Mitsubishi Motors в России продолжает работать в нормальном режиме. Но в СМИ просочились сведения, что руководство рассматривает заморозку заводов на территории нашей страны, а также транспортировку запчастей и новых авто.

Nissan. Сегодня модельный ряд, производимый и поставляемый в России – это Terrano, X-Trail, Murrano, Qashqai и Pathfinder. В офисе компании заявили о приостановке поставок новых авто в нашу страну. Также стало известно о приостановке работы завода Санкт-Петербурге. Однако, было сказано, что произойдет это только в ближайшее время, и точные сроки неизвестны.

Porsche. Немцы, в связи с «обстановкой», остановила поставки новых комплектующих и авто. В офисе компании заявили, что о возобновлении работы поставщиков речь пока не идет. Однако отметили, что гарантийные обязательства перед клиентами будут выполнены в полном объеме.

Дилеры, которые уже оплатили автомобили бренда, получат авто в срок. Также продолжается поставка запасных частей по контрактным обязательствам в автосервисы.

Rolls-Royce. Британцы останавливают поставки продукции в нашу страну. Однако в офисе компании было отмечено, что ситуации на рынке остаются непредсказуемой. В компании добавили, что сотрудники мониторят происходящее и поддерживают клиентов. В 2021 году британцы ввезли на территорию России и реализовали 300+ авто. Это стало новым рекордом по сбыту автомобилей такого класса с 1910 года, когда компания реализовала первый автомобиль в России. Таким образом, три года подряд наша страна становится первым рынком сбыта Rolls-Royce в европейской части континента.

Stellantis. Председатель правления компании Карлос Таварес заявил, что завод в Калужской области не закроется, пока хватает комплектующих для сборки. В нашей стране собирались коммерческие фургоны и легковые автомобили. Это «Пежо», «Ситроен» и «Фиат», которые использовались в России для пассажирских перевозок. Возможна приостановка производства в Калуге еще по одной причине – специфика географии Южной Европы и Северной Африки. Оттуда поставлялось сырье для производства. Сейчас с этими поставками возникли проблемы – так заявляют в пресс-службе.

Suzuki. Руководство автоконцерна заявило, что в курсе о перебоях в поставках в Россию автомобильных запасных частей и новых автомобилей. Это связано с дефицитом полупроводников и нарушением логистики. Однако в дилерских центрах Suzuki автомобилей хватит как минимум на пару месяцев, поэтому ожидать нехватки авто не нужно. Это касается и запасных частей, которые отгружены ранее.

Toyota. С четвертого марта 2022 года концерн прекращает поставки марок машин, попавшие под санкции. Остановился завод в Санкт-Петербурге. В офисе компании объяснили, что это связано с нарушением логистики.

Volkswagen. Немецким руководством концерна приняли решение о полном приостановлении поставок комплектующих и производстве Volkswagen и Skoda. Эти машины под санкциями 2022 года собирались в Калуге и Нижнем Новгороде. В офисе компании заявили, что прекращаются поставки к дилерам «до дальнейшего уведомления» руководства.

Санкции и автозаводы в России, где собирались иномарки – какие работают или закрылись

«Тойота Моторс». Модели RAV4, Camry собирались с полной локализацией на Питерском заводе, начиная от штамповки деталей, заканчивая испытаниями и тонкой настройкой. С 4 марта работы прекратились. Модель Land Cruiser Prado выпускалась во Владивостоке.

«Рено Россия». В Москве работал завод совместного предприятия «Автофрамос». Позже предприятие было переименовано в «Рено Россия». На заводе собирались автомобили Рено с полной локализацией. На автомобильном заводе в Тольятти собирали Sandero и Logan. Детали для сборки производили на российских заводах.

БМВ «Автотор». Немецкий автогигант собирал свои автомобили в Калининграде. С конвейера выходили 3, 5, 7 серия марки BMW, а также кроссоверы X-серии. Позже завод вышел на другие мощности. Здесь производили Genesis, Hyundai, Kia и коммерческие фургоны разных марок. Сегодня это завод в России, который за два десятка лет собрал 1,8+ миллиона единиц автомобилей.

«Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус». Концерн выпускал автомобили в Солнечногорском районе Московской области и Татарстане на заводе «Камаз». С завода выходили несколько моделей: Е-класс, кроссоверы и внедорожники GLS, GLC и GLE. На «Камазе» собирались коммерческие грузовики с большой и малой грузоподъемностью.

«Ниссан Мануфэкчуринг Рус». Конвейер запустился в 2009 году. Собирались модели Qashkai, X-Trail, Murano и Pathfinder.

«Хендэ Мотор Мангукфэкчуринг». Собирались модели Hyundai и Kia. Завод находится в Санкт-Петербурге и имеет полный цикл сборки авто, на котором трудятся 2 тысячи рабочих. Пока неизвестно, какие машины попадут под санкции, так как руководство компании воздержалось от точных комментариев.

«Фольксваген Груп Рус». Заводские площади расположены в Калуге и Нижнем Новгороде. Первый, кроме автомобилей, собирал инжекторные моторы 1,6 MPI серии EA21.

«ПСМА Рус». Завод располагается в Калуге и с 2012 года перешел на полную локализацию производства. Здесь выпускают: Citroen, Peugeot, Mitsubishi, коммерческий и пассажирский автотранспорт. Пока о судьбе завода мало известно, так как многие производители ввели санкции на свои машины.

«Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус». Предприятие находится на дальнем Востоке и продолжает работать в штатном режиме. Так заявили официальные представители компании.

«Форд Соллерс». Завод находится в Елабуге и на сегодня приостановлен. Выпускались автомобили семейства Transit разных модификаций.

«Вольво Груп». Расположен в городе Калуга и выпускает коммерческие грузовые автомобили FH, FM, FMX.

«Хавал». Открыт в Тульской области в мае 2019 года. Это производство с полной локализацией, на котором в момент открытия присутствовали Путин и Си Цзиньпин. 

Завод стал мостом для улучшения отношений между Россией и Китаем. Выпускает модели серий H и F.

«АВТОВАЗ». С 2014 года входит в состав международной корпорации и выпускает модели марок Datsun и Renault.

Российские автомобильные заводы – где работают и что выпускают

«ГАЗ». Завод расположен в Нижнем Новгороде и функционирует с 1932 года. Имеет полную локализацию производства и специализируется на легковых, грузовых автомобилях, а также пассажирском транспорте и специальной технике.

«ВАЗ». Находится в Тольятти и выпускает российские авто и иномарки с полной локализацией сборки. Это «Гранта», «Веста» и другие.

«УАЗ». С 1941 года был отдельным филиалом АМО «Зил» в Ульяновске. Изначально собирал внедорожники и специальный автомобильный транспорт гражданского и армейского назначения. Сегодня завод исчерпал ресурсы, и в интернете ходит мнение о закрытии. Однако наложение санкций на иномарки способно дать автогиганту новую жизнь для развития.

«Урал». Завод имеет полную локализацию производства и изготавливает грузовые автомобили, самосвалы, а также спецтранспорт с повышенной проходимостью.

«КАМАЗ». Завод выпускает российские грузовики, которые постоянно становятся победителями ралли «Париж-Дакар». Также на заводе собирается военная специальная автомобильная техника, например, «Тайфун». Филиалы «КАМАЗА» находятся: в Казахстане, Китае и других дружественных странах.

«ПАЗ». Завод действует с 1951 года и выпускает сегодня городские автобусы с «низкими полами» для гражданских нужд, а также автобусы средней вместительности.

«ГолАЗ». Расположен в городе Голицын с 1990 года. Изготавливает сельскохозяйственную и пассажирскую технику.

«НефАЗ». Расположен в Нефтекамске. На «камазовской» базе собирает автобусы для города и специальную технику.

«КАвЗ». Курганский автобусный завод производит городские и междугородние автобусы средней вместительности. Последняя модель, выпущенная на заводе, городской автобус «Аврора».

«ИМЗ». Ирбитский мотоциклетный завод расположен в городе Ирбит и специализируется на мотоциклетной технике, например, тяжелом мотоцикле «Урал».

Антикризисные меры поддержки автомобильных заводов и автопрома в России 

Санкции, к которым массово присоединились и зарубежные автомобильные концерны, могут серьезно сказаться на транспортной безопасности России. Огромная протяженная страна нуждается в сотнях тысяч единиц новой техники ежегодно – от легковых автомобилей до грузовиков и спецтехники. На фоне остановок заводов и ограничения поставок комплектующих на отечественные предприятия автомобильной промышленности Правительство анонсировало ряд антикризисных мер и поддержку отрасли.  

  • По дефициту импортных комплектующих Минпромторг России разработал новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период». Это вынужденная мера, которая касается снижения требований к безопасности автомобилей. Новый регламент позволит автокомпаниям использовать параллельный импорт и устанавливать неоригинальные детали. В первую очередь это мера поддержки отечественных автопроизводителей: АвтоВАЗ, КамАЗ и Урал.

«АвтоВАЗ, как крупнейший и самый высоколокализованный производитель легковых автомобилей в России, поддерживает принятие нового технического регламента с упрощенными требованиями», — сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа. Уже с июня «АвтоВАЗ» планирует начать производство нескольких моделей с минимальным процентом иностранных комплектующих. 

  • Отечественным автомобильным предприятиям придется пойти и на снижение экологических норм при комплектации новой техники. Как сообщает издание Autonews, О планах перевести часть моделей КамАЗ на моторы экологического класса Евро-2 с апреля 2022 года говорится в письмах партнеров отечественного КамАЗа. Сейчас некоторые из моделей соответствуют более высоким экоклассам, в том числе Евро-4 и Евро-3. Но чтобы производитель получил разрешение на переход на более низкие классы, необходимы изменения в действующих ГОСТах, за которые отвечают в Росстандарте.

«Вариантов работы два: полное прекращение производства или возврат к технологиям в лучшем случае начала 2000-х годов. Понятно, что останавливать заводы нельзя. Но при этом не получится применять к автомобилям, созданным на таких технологиях, технические требования 2022 года», — комментирует руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

  • Запускаются прямые меры господдержки автомобильной отрасли. Так, оплату российскими автопроизводителями утильсбора за 2021 год уже перенесли на конец 2022 года. Также автопроизводителям дают льготные кредиты под 11% на пополнение оборотного капитала. Помимо этого, Минпромторг поддержит госзакупки школьных автобусов и машин «скорой помощи» — размеры партий увеличат для поддержки производителей.

Как бы то ни было, российским автопроизводителям придется серьезно перестраивать логистические цепочки поставок комплектующих и наращивать собственные разработки в автомобилестроении. В условиях санкций против России и экономического давления от ведущих мировых автоконцернов нашей промышленности придется полагаться на себя, а также собственные инженерные и производственные ресурсы. Получится ли России добиться транспортного суверенитета и обеспечить себя всей необходимой техникой в новой экономической реальности – покажет время.

По теме
Следите за Всем
в Telegram
Следите за Всем в Telegram
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!