Годовая инфляция в России замедлилась
В нашей стране в последнее время наметилась положительная тенденция замедления инфляции. Темпы прироста потребительских цен снизились в годовом выражении с 8,8% в июле до 8,1% в августе. По сравнению с июлем заметно сократились годовые приросты цен на овощи и фрукты, туристические и ряд других услуг. Важно отметить, что годовая инфляция замедлилась в подавляющем большинстве регионов России (в 77 из 85 регионах). Это важный параметр для характеристики устойчивости этой тенденции.
Факторы замедления инфляции
Рост цен, за исключением разовых и сезонных факторов (к ним относятся, например, индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сезонное снижение цен на овощи и фрукты) ни один месяц находится в диапазоне 4,0% - 6,0%, то есть заметно ближе к цели Банка России (4%). Цены на продукты длительного хранения (крупы, макароны, сахар) снижались или росли умеренными темпами. Цены на автомобили, инструменты и оборудование, электротовары даже несколько снизились.
Как замедление инфляции должны учитывать российские компании при разработке и реализации ими маркетинговой стратегии?
Инфляция с точки зрения маркетолога — это неконтролируемый фактор маркетинговой среды, который оказывает воздействие на компанию, но при этом не поддается контролю и управлению со стороны руководства компании.
Бизнес страдает от высокой инфляции не меньше, чем потребители их продукции, потому что приводит к неконтролируемому росту издержек. Между компаниями при росте инфляции разворачивается острая борьба за все более дефицитные производственные ресурсы: труд, материалы, новое оборудование. Высокая инфляция может быть выгодна только тому бизнесу, чьи товары люди вынуждены покупать независимо от роста цен. Этот бизнес может сохранить и в этих условиях привычный уровень рентабельности, но за это платят потребители. А для всех остальных предприятий инфляция — это огромный фактор неопределённости будущего финансового результата.
Возможности ценовой стабильности:
Исходя из этого, замедление инфляции –это фактор, который создает для бизнеса, в том числе и в сфере маркетинга, прочную основу для развития. Итак, какие возможности создает ценовая стабильность:
— прежде всего, стоит отметить самый общий глобальный аспект: она даёт возможность компаниям строить долгосрочные планы, в том числе в части маркетинга.
При высокой инфляции рост экономики не может быть устойчивым. За бурным ростом последует спад, и суммарный рост, если и будет незначительным, вряд ли он кого‑то устроит. Об этом говорят примеры многих стран и примеры нашего прошлого.
— является необходимым условием для осуществления компанией инвестиций в разработку новых продуктов;
— способствует повышению доступности долгосрочных заёмных средств для финансирования проектов, что благоприятно для ведения бизнеса. В условиях низкой и стабильной инфляции при прочих равных условиях ставки по кредитам формируются на более низком уровне, чем в условиях высокой инфляции. При более низких ставках большее число бизнес-проектов будет признано эффективными и, соответственно, реализовано, а значит, вырастет и объём инвестиций, и экономика в целом.
— обеспечивает стабильность потребительского спроса (денежные доходы потребителей при ценовой стабильности не обесцениваются), что позволяет компаниям рассчитывать на лояльность своих клиентов и таким образом развивать и совершенствовать маркетинговые стратегии.
Автор: Виноградова Татьяна Алексеевна, кандидат экономических наук, преподаватель Кафедры маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ, МаркТех.






