Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Западные санкции, политика русофобии, а также спецоперация обнажила множество проблем. Одна из проблем стало образование. Враждебность Запада, идеологический кризис побудил множество экспертов говорить, что реформа образования необходима. 

Важно заметить, что такой масштабной реформой, будут заниматься, в том числе новое поколение экспертов, которое прочувствовало на себе прелести уже российской системы образования, которая делалась по западным лекалам.

И чтобы узнать, как видят молодые эксперты наше образование, с какими проблемами они сталкиваются и как их решать, всероссийское и международное СМИ «Всем!ру» обратилась к эксперту, молодому политологу и аналитику Карине Сулагаевой

Реформа образования

Владимир Орлов, «Всем!ру»: Мы уходим от болонской системы,  а что  вот взамен будет вводиться?  Вернёмся к стандартам СССР или разработаем новые стандарты?

Карина Сулагаева: Если опираться на слова Владимира Путина в послании Федеральному собранию, о том, что в системе образования нужен синтез лучшего, что было в советской системе и полученного опыта за последние 10-20 лет, то станет понятно, куда мы будем двигаться дальше — к образовательному суверенитету. Образование в СССР предполагало более фундаментальное изучение предметов, в Европе же оно больше прикладное. Брать лучшее и возвращать принцип фундаментальности образования. Это первое. Если говорить об опыте последних десятилетий, то это как раз то, над чем сегодня работает Россия. Это продукты интеллектуальной деятельности, которые направлены на распространение патриотических ценностей. И эти два временных аспекта будут развиваться параллельно. 

 

— А что должно быть в новом отечественном стандарте образования? Каков окончательный результат?

Великой стране нужно сильное, престижное и ни от кого не зависящее образование, которое вырастит новые поколения граждан, способные думать и принимать решения во благо своей страны. Сложившаяся система образования в России основана преимущественно на западных стандартах. Необходимо, чтобы они были отечественными. Это будет обеспечиваться за счет формирования профессионального сообщества из российских ученых и преподавателей. Одна из тем, которая сегодня затрагивается, является патриотическое воспитание граждан через систему образования. В настоящем и в будущем данному аспекту уделяется и будет уделяться больше внимания. Стоит отметить, что такая тема, как экспорт образования, также набирает популярность. Ведущие ВУЗы России занимаются разработкой соответствующих концепций, которые призваны повышать престиж обучения по российским стандартам и увеличивать число иностранных студентов. В дальнейшем, развитие патриотической составляющей и экспорта образования будут являться важнейшими направлениями российской политики.

 

—  Вот все образовательные реформы нашего образования и наши стандарты как можно  их оценить в будущем с точки зрения качества?

 Когда мы говорим про качество российского образования, следует обозначить, на основе чего его можно определить. Если ориентироваться на западные критерии качества и их рейтинговую систему, то, естественно, Россия будет проигрывать в показателях. Поэтому нам важно отталкиваться от того, что стране необходимо создать отечественную рейтинговую систему. Этим должно заниматься независимое экспертное сообщество, учитывающее национальные интересы России. Качество образовательного продукта во многом будет зависеть от того, насколько быстро государство сможет перестроиться на новые рельсы.  В настоящее время Министерство науки и высшего образования РФ разработало проект «ДНК России», который начал осуществляться еще в прошлом году и продолжает по сей день. Одна из основных его целей — повышение качества преподавания общественных наук. Насколько качественным будет результат, будет понятно только тогда, когда процесс будет запущен в масштабах всей страны, а не локально. 

 

— Можно ли совместить  советские стандарты образования и новые принципы образования, основанные на современных реалиях?

—Это возможно. У нас есть стереотип о том, что советское образование было закрытое, старомодное и закостенелое. Отчасти это так, однако если мы посмотрим, кого воспитало советское образование, а именно, каких экспертов оно вырастило, то можно сказать, что оно не было таким уж плохим. 

Образование должно быть фундаментальным, престижным, желанным и непринужденным. 

 

— Почему  мы отказываемся от использования западной литературы если не создана собственная база русскоязычных источников и литературы или же просто у нас встречается  перевод и вольный пересказ западной литературы ?

— Во-первых, база русскоязычной литературы есть, но на фоне западной она теряется и забывается. Масштабная ориентация на западные источники произошла после распада СССР и написания Конституции.  Новые стандарты обучения были сформированы под влиянием западных экспертов. Сегодня процесс переориентации на работы отечественных авторов будет расширяться. Количество российской учебной литературы станет выше. Молодое поколение будет воспитываться на основе ценностей, которые будут заложены в отечественных книгах, независимых от западных. Это путь к образовательному суверенитету.

— Какие действия уже предприняты по поводу  нехватки нашей  Отечественной литературы?

Первое и важно действие — об этом начали говорить открыто. Обсуждение этой темы происходит не только в Интернете, но и в живых диалогах. Это хорошо, потому что мы все начинаем думать об этом. Вторым наблюдением является то, что увеличиваются научные исследования. Для них существует грантовая поддержка, которая поступает от государства. За эти возможности берутся ведущие ВУЗы, которые привлекают молодых ученых участвовать, по сути, в построении будущего нашей страны. 

 

— При всём при этом мы не можем изолировать себя от внешнего мира в плане литературы.  Россия состоит в различных организаций, с членами  которых  можно строить сотрудничество, в том числе  в научной сфере, например, как  ШОС, ЕАЭС СНГ. Есть ли сотрудничество с ними? Продвигается ли оно? 

— Естественно, сотрудничество не исключено, то есть Россия не собирается закрываться. Образовательные и зарубежные курсы открыты, и они продолжают действовать. Студенты продолжают обучаться за рубежом — в Греции, Израиле, Америке и так далее. Другое, мы должны понимать — что мы будем заимствовать и на что будем опираться. Здесь важно видеть два направления: гуманитарное и техническое знание. Гуманитарное знание, с моей точки зрения, является той важной составляющей российского образовательного фундамента, которое может сформировать “профессионала-личность” с широким взглядом представления о мире, своей стране и патриотизме как важным составляющим российского общества. Техническое знание, напротив, ориентировано на подготовку узконаправленного профессионала и ставит на первый план информационные технологии, а не гуманитарную культуру. Как раз в техническом направлении, по моему убеждению, необходима более активная интеграция российского высшего образования в европейское пространство.  Важно понимать, что мы не отвергаем западное образование, мы берем необходимое, а не всё сразу. Столкнувшись с культурно-идеологическими вызовами, Россия поняла, что одна из причин заключается в отсутствии национального гуманитарного образования. Западные эксперты, в отличие от российских, давно учли социально-ориентированный феномен развития образования, поэтому сформировали общепринятую неолиберальную базу для него. 

— Ну технические люди, связанные с техникой, всё-таки поддаются всякими  различными либеральными ценностями через вот эти недружественные страны.  Хотелось бы узнать, есть ли вообще сотрудничество со странами, условно говоря дружественны к нам. Не с США и странами Евросоюза , а,  условно, со странами БРИКС,со странами других организаций, в которых мы состоим? Там есть тоже развивающие страны. Бразилия? Индия? Китай?  Страны ЕАЭС?   Как с ними идут дела. 

 

— Недавний визит Си Цзиньпина в Москву говорит о том, что сотрудничество со странами идет. Россия стремится укреплять взаимоотношения с другими странами, в том числе в системе образования. Например, Россию активно поддерживает Сербия, которая осталась единственной европейской страной, отказавшейся от присоединения к антироссийским санкциям. Задача усилить вес российского высшего образования в таких международных организациях, как БРИКС, в особенности, это выполняется за счет выделения квот иностранным студентам: китайским, индийским, бразильским. 


 

Образовательный суверенитет

— Какие ценности может принести наше государство через образование прямо сейчас?

— В указе Президента РФ, который был издан осенью в 2022 году и называется “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” это прописано. Ключевой аспект — это любовь к Родине, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.  Также это традиционная семья и приоритет духовного над материальным. Их много, поэтому лучше почитать в указе. Россия имеет право быть сильной, а граждане чувствовать гордость за свою страну. Наше образование должно быть направлено на привитие этих ценностей, а для этого мы должны уходить от потребительских ценностей Запада.   

 

— Скажите, способно ли вообще государство приносить ценности через образование и формирование содержательного гуманитарного блока дисциплин, отвечающие национальным интересам России и защищающие образовательный суверенитет, если у нас при этом нет идеологии и государственного суверенитета?

— Это достаточно сложный вопрос, потому что есть много нюансов. Государственная идеология очень важна, а ее отсутствие обусловлено еще и тем, что по Конституции РФ запрещено устанавливать официальную обязательную идеологию. Стоит не забывать такую вещь, что западная идеология основана на европейском опыте и не учитывает различия с другими цивилизациями. Поэтому России необходима идеология в системе образования, в культурных концепциях и произведениях. Процесс уже запущен и его уже не остановить. 

— Принятие государственной идеологии поможет  гуманитарным дисциплинам  упростить продвижение национальных интересов России?

— Государственная идеология очень важна, а ее отсутствие обусловлено тем, что в Конституции Российской Федерации запрещено устанавливать официальную государственную идеологию. У американского общества также нет государственной идеологии, но при этом у них есть свобода выбора и диалог. В России же этого нет, поэтому для нас, кажется, такая идеология не подходит. 

Разработка и утверждение государственной идеологии очень важны, и этот вопрос будет решаться через образование, СМИ и другие коммуникационные каналы. Она должна быть одна, иначе будет беспорядок.

— Как вы предлагаете повысить привлекательность карьеры учёного в России и решить проблему утечки мозгов?

Во-первых, нам нужно отказаться от западных стандартов, поощряющих утечку мозгов и внедрение чужих нарративов, и начать активно издавать материалы на русском языке. Во-вторых, можно подумать о разработке отечественной системы рейтинга, которая будет открытой, независимой и способной конкурировать за рубежом. Далее, нужно формировать гуманитарный блок дисциплин, который будет отвечать национальным интересам России. Еще одним ключевым аспектом является то, что государство должно давать возможность развития молодежи в профессиональной сфере, написание статей и так далее. 

 

—Вы упоминали несколько раз  проект «ДНК России». Что делает «ДНК России»? Как вы к нему, к этому проекту, вообще относитесь?

«ДНК России» — это проект, организованный Министерством науки и высшего образования, основной целью которого является развитие общественно-гуманитарных дисциплин и разработка курса "Основы российской государственности". Я многократно посещала лекции по данному проекту и убеждена, что это хороший мозговой штурм, на котором можно произвести необходимые идеи, ценности и инструменты для укрепления России. В проекте участвуют как старшее, так и молодое поколение, которое имеет возможность выразить своё мнение и участвовать в разработке. Главной целью проекта является доведение продукта до стадии реализации и распространение через все каналы. Я надеюсь, что смогу внести свой вклад в этот проект

— Вы знаете, я тоже ознакомился с некоторыми материалами  проекта «ДНК России». И вот я заметил, почему  в итоге получаются рассказы о таких  вещах, как древние украинцы или древние белорусы и древние русские в девятом веке и об их национальном самосознании, понимаете? Ну,  просто,  это немного выглядит антинаучно, так как ни древних украинцев, ни древних русских,ни древних белорусов не существовало.  И у нас в стране популярен концепт триединого народа русских, белорусов и украинцев. И вообще такое разделение на древних украинцев и древних белорусов -—это опасно для наших национальных интересов в целом. По сути мы делаем тоже самое, что и делали большевики больше 100 лет назад или кайзеровская Германии ещё раньше. Не кажется ли вам что такие антинаучные высказывания еще угроза национальной безопасности?

Хочу отметить, что данные разработки еще не официально подтверждены и представлены лишь на начальной стадии разработки. Общество еще не произвело фильтрацию таких идей, что, естественно, не гарантирует 100%-ную эффективность их рабочих процессов. Тем не менее “ДНК России” представляет собой проект мозгового штурма, в котором участвуют люди, высказывающие свои взгляды и мировоззрение, и целью является нахождение смыслов, которые приняты обществом. Пока рано говорить о результатах проекта, и название «ДНК России» формируется из разных взглядов и мнений. Важно учитывать широкий спектр идей, а некоторые аспекты будут отсеиваться, а другие закрепляться в будущем.

— Ещё я заметил, что некоторые эксперты в ДНК России  предлагают новую идеологию. А идея восстановления Отечества в границах в 1945 года это не идеология? Просто мы в сейчас имеем такой момент, что мы находимся по факту колониальной зависимости. Какой смысл разрабатывать какую-то новую идеологии, если она уже есть? Это идеология суверенитета и патриотизма, о которой  говорит наш президент.

— Ну да, одно дело, когда идеология есть только на словах, а другое дело, когда она не работает, когда мы приходим к выводу, что у нас нет той фундаментальной идеологии, которая действительно смогла бы защищать интересы России. И это тоже очень важно. Да, президент неоднократно говорил о патриотизме, но мы знаем, что президент не отвечает за всю страну. Он не может создавать законы, устанавливать каналы коммуникации. Просто сказать, что у нас есть идеология — это еще ничего не значит. Это только звонок тем, кто будет дальше работать с этим словом. И как раз с этим не работали, поэтому сейчас обращают на это внимание и активно разрабатывают идеологию. Я надеюсь, что это не будет впустую, потому что самое главное — это довести данную идею до реализации. И меня радует, что это сейчас видно по законам, которые принимаются, по курсам, которые вводятся, и так далее.

Российская политология

— А скажите, пожалуйста, а почему государство недостаточно финансирует образование и науку? Почему так мало грантовых конкурсов, рабочих мест, низкая заработная плата в промышленности и вообще маленькие стипендии для молодых учёных?

Я лишь частично с вами соглашусь. Действительно, в какой-то степени снизилось финансирование научных исследований и в целом профессии ученого по сравнению, например, с советским временем. В СССР кандидаты и доктора наук получали высокие зарплаты, так как были престижными в обществе. Сейчас это не так популярно, особенно среди молодого поколения. Тогда кто будет становиться докторами и кандидатами, если молодежь не заинтересована в научной деятельности? Это происходит потому, что государство не работает над привлекательностью науки. С другой стороны, государство повышает грантовую поддержку, увеличивает количество номинаций на проекты и так далее. Научная деятельность развивается, потому что государство открыло глаза на вызовы, с которыми сегодня оно столкнулось и, которые надо преодолевать. 

В СССР на образование уходило 10% бюджет страны
В России на образование уходит только 4 % бюджета

— Почему вообще сокращается количество выпускающих кафедр политологии, а также диссертационных советов по этому направлении?

Направление политологии, на самом деле, активно развивается в России, и количество поступающих значительно увеличивается с каждым годом. Другой вопрос, сколько заканчивают политологию и сколько выпускников работают по этой специальности. Это ключевой вызов для научного сообщества, и решать его нужно через повышение привлекательности, о чем я уже говорила.

—Владимир Владимирович Путин сам как-то заявлял, что политология — лженаука. В чём смысл этой  науки и вообще согласны ли с этим тезисом президента РФ?

 Насколько я знаю, это очень популярный тезис у Путина, и некоторые эксперты считают, что он ему был подсказан.Направление политологии, на самом деле, активно развивается в России, и количество поступающих значительно увеличивается с каждым годом. Другой вопрос, сколько заканчивают политологию и сколько выпускников работают по этой специальности. Это ключевой вызов для научного сообщества и решать его нужно через повышение привлекательности, о чем я уже говорила.

Яков Андреевич Пляйс Cоветский и российский учёный, доктор исторических наук, доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политической науки.

Утечка мозгов

—А скажите, пожалуйста, а как пропагандируется культ денег и свободы личности в системе образования?  И как это влияет на формирование патриотического мировоззрения?

— В целом в системе образования превалирует культ денег. Это говорит о том, что в первую очередь целью получения образования становится карьерный рост, основанный на материальном вознаграждении. Мы должны учить людей мыслить, а не просто пропагандировать карьериста с набитым кошельком. 

Образование должно быть направлено на воспитание мыслящего человека. 

В системе образования ставятся стандарты, которые, к сожалению, не учитывают важность мыслительной деятельности и сознательного выбора.  

—Какие конкретные шаги можно предпринять для  формирования содержательного гуманитарного блока дисциплин, отвечающих национальным интересам России о чём вот вы упомянули вот в своей статье в «Газете о России»

Я сразу вспомнила про ЕГЭ, о котором в последнее время часто стали говорить как об экзамене недостаточно эффективном, потому что он затрудняет мыслительный процесс и формирует ученика, который ориентирован на определенные составителями стандарты. Это закрывает человека в рамки и не дает ему мыслить широко. Есть много примеров людей с умственным потенциалом, которые не сдают ЕГЭ по каким-то предметам, потому что они думают по-своему. Составители ЕГЭ нуждаются в четких, кратких и коротких ответах, а такие шаблоны мешают развитию мышления. Когда потенциальный работодатель встречает  выпускника-студента, он понимает, что не сможет принять его на работу, так как тот не умеет мыслить широко и выходить за пределы знакомого диапазона. 

 У него все в рамках, он не знает, как выходить за пределы знакомого диапазона мыслительного процесса. Это очень важно для развития человека, и это связано с вопросами глобального развития общества.

—  Вот какая, на ваш взгляд, самая острая проблема, стоящая сегодня перед российским образованием? Как вы предлагаете решать?

 Ключевая проблема российского образования на текущий момент — это отсутствие образовательного суверенитета, что он должен представлять, как он должен работать. Российское образование сегодня будет направлено на формирование патриотичного человека, который будет соответствовать национальным интересам государства. 

Таким образом, образование будет формировать поколение, которое будет делать нашу страну еще сильнее.


 

Орлов Владимир
Автор: Орлов Владимир
Последние публикации автора


Суверенитет РФ: факты, доказательства, что Россия — колония

Суверенитет России — есть ли он у нашего государства? Что значит государственный суверенитет и почему СМИ молчат о том, что Россия колония США? Приведем факты, примеры и доказательства, мнения экспертов, интервью экономистов.

Это статья содержит аналитические данные, доказательства и факты колониального статуса Российской Федерации. Мы постарались упростить юридические и правовые моменты для нашего читателя, однако, все ссылки на достоверные источники, публикации и интервью экспертов и ученых, вы найдете по ходу чтения. Приведенная информация не описывает “теорию заговора”, ... Читать 23 мин.

Суверенитет РФ: факты, доказательства, что Россия — колония

Что является целью цифровизации образования в России? Проблемы и условия

Что такое цифровизация образования в России? Что является основной целью цифровизации образования в России? Условия для цифровизации образования. Проблемы цифровизации образования.

Цифровизация образования в России: проблемы и условия. С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения РФ стало внедрять в образовательные учреждения цифровую образовательную среду. По официальной версии чиновники и банкиры делают это для того, чтобы улучшить российский образовательный процесс. Они внедряют цифровые технологии в детские сады, школы, кол... Читать 5 мин.

Что является целью цифровизации образования в России? Проблемы и условия
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!