Цифровизация образования в России: проблемы и условия

С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения РФ стало внедрять в образовательные учреждения цифровую образовательную среду. По официальной версии чиновники и банкиры делают это для того, чтобы улучшить российский образовательный процесс. Они внедряют цифровые технологии в детские сады, школы, колледжи, вузы. Так ли нужна цифровизация образования и к чему она приведет?

ПО ТЕМЕ — Цифровые школы и ВУЗЫ. Чего ожидать

7 задач цифровизации образования в России

В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты представили доклад о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.

Ее авторы уверяют, что целью цифровизации образования является использование технологий, которые позволят перейти к персонализированному образовательному процессу. Чтобы достичь ее, государство и общество одновременно и скоординировано должны решить семь задач:

1. Развить материальную инфраструктуру: построить дата-центры, создать устройства для изучения учебных материалов.

2. Внедрить цифровые программы: создать, тестировать и использовать учебные материалы с помощью искусственного интеллекта и т.п.

3. Разработать системы управления обучением — программы, которые администрируют и контролируют учебные курсы. Авторы доклада считают, что это создаст условия для цифровизации образования и предоставит равный и беспрепятственный доступ ученикам к знаниям.

4. Создать модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции. Ее еще называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.

5. Определять учащегося в автоматизированной системе по идентификатору — уникальному признаку, как правило, цифровому коду.

6. Повысить навыки преподавателей в области цифровизации образования в России.

7. Постепенно отказаться от бумажных информационных носителей.

Герман Греф, председатель правления «Сбербанка», уверен, что модель обучения в России должна быть изменена. Вот что является основной целью цифровизации образования по его мнению. Поэтому он предложил провести эксперимент — ввести онлайн-систему, которая будет создавать индивидуальные учебные программы.

У машины будет информация о знаниях каждого ребенка, его успехах, неудачах, интересах. По окончанию школы дети не будут сдавать экзамены: искусственный интеллект будет анализировать и выдавать результаты.

В 2020 году 2,5 тысячи школ России уже перевели на цифровые платформы «СберКласса» от «Сбербанка». Это разновидность цифровой образовательной среды, которую поддерживают главы регионов и Министерство просвещения РФ.

Проблемы цифровизации образования в России

В Международном научном журнале «Синергия Наук» вышла статья о проблемах цифровизации образования. Авторы рассказывают об оборотной стороне медали. Они считают, что цифровизация образования только на первый взгляд кажется полезной, а в действительности имеет неблагоприятные последствия.

ПО ТЕМЕ — АСИ приглашает бизнес к реализации национальной идеи

Утрачивание способности воспринимать большие тексты

Учащиеся ищут информацию через интернет. Они быстро находят ответы в сети, поэтому привыкают к необдуманному чтению. Дети не углубляются в текст. Это приводит к поверхностному мышлению.

Появление экранной зависимости из-за цифрового образования

Перед цифровизацией образования стоит задача — постепенно отказаться от бумажных информационных носителей и полностью перейти на смартфоны, компьютеры, планшеты. Но эти электронные устройства — одна из форм «цифрового наркотика».

Директор факультета неврологии в Калифорнийском университете Питер Вайбрау говорит, что экраны гаджетов — электронный кокаин. При их использовании происходит воздействие на лобную долю коры головного мозга, которая контролирует дофаминовую систему. Она отвечает за кратковременную память, вознаграждения и внимание, так же как и кокаин.

Проблемы цифрового образования: снижение социальных навыков 

Исследования Общероссийского народного фронта показывают, что большинство школьников страдают от одиночества и не могут без соцсетей и гаджетов. Из-за этого им тяжело общаться в живую, они не умеют находить выходы из конфликтов, не учатся жертвовать чем-то для общего блага.

Электромагнитное излучение из-за цифрового образования

В 2017 году в Рейкьявике прошла международная конференция об опасности гаджетов в школе для здоровья детей. В ней участвовали врачи-онкологи, специалисты по электромагнитному излучению, педагоги и другие эксперты. На конференции они рассказали об исследованиях, которые подтвердили следующие опасения:

Длительное воздействие электромагнитного излучения в радиочастотном диапазоне от беспроводных устройств и сетей увеличивает риск развития онкологии.

Радиочастотное излучение влияет на гематоэнцефалический барьер, который располагается между кровеносной и центральной нервной системами. Из-за этого в мозг попадают токсичные молекулы. Они повреждают нейроны в гиппокампе, который выполняет функцию кратковременной памяти и отвечает за последующий перевод информации в долговременную память.

Нарушаются когнитивные функции: память, речь, праксис, гнозис и интеллект. С их помощью проходят процессы рационального познания мира. 

Появляются проблемы с речью. Исследования доказали, что современные электронные устройства вызывают дислексию и дисграфию. Детям трудно овладеть навыками чтения и письма. Эту проблему обсуждали эксперты на конференции «Чтение в цифровую эпоху».

Ухудшается зрение. В санитарных нормах РФ сказано, что в 1-4 классах ребенок может находиться за компьютером не больше 15 минут. Цифровизация образования предполагает взаимодействие с электронными носителями не менее пяти часов. Исследования ученых показывают, что у людей, которые проводят за компьютером от трех часов день, в 90% случаев ухудшается зрение.

Утрачиваются умственные способности. Психотерапевт Андрей Курпатов,  руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека, в рамках Всемирного экономического форума заявил об эпидемии цифрового аутизма. Он рассказал о том, как гаджеты вызывают слабоумие. Если это происходит сегодня, что же будет, когда компьютеры, смартфоны и планшеты заменят книги и будут с ребенком и в школе, и дома?

Цифровизация образования в России: «книжки добрые любить учат в школе…»

Доктора философских наук Дмитрий Прокудин и Евгений Соколов считают, что интернет для «цифровых» поколений — истина в последней инстанции:

  • К нему апеллируют, прикрывают свою культурную наготу, он является скорлупой духовной пустоты и коммуникативной никчемности, — заявляют они.

Личность попадает в цифровую среду задолго до того, как она осознает свои профессиональные интересы и склонности. Это реальность нашего времени. Эксперты считают, что цифровизация образования — актуальная проблема, которая требует общественного резонанса.

ПО ТЕМЕ — Что ждет Россию: политический прогноз 22 событий на ближайшее будущее в 2021, 2022, 2023, 2024 году
 

По теме