Чтобы прочувствовать картину и понять замысел автора, важно попытаться узнать то, что видел и ощущал художник во время её написания.
Русская живопись: как одна картина изменила жизнь художника?
«Грачи прилетели» А. К. Саврасов 1871г.
Несмотря на тяжелейшую душевную печаль, именно в период глубокой депрессии А.К. Саврасов создал своё самое знаменитое полотно.
Скончался четвертый ребенок, жена серьезно заболела, а сам он балансировал на грани алкогольной зависимости. Выходом для творца стало покровительство Павла Третьякова, который поручил ему написание серии зимних пейзажей, предварительно выплатив аванс.
Во время путешествия по центральной России, в небольшой деревушке Молвитино под Костромой, А.К. Саврасов увидел покосившиеся дома, старую церковь под слоем серой пыли и пасмурное небо. Однако его взгляд привлекла стая грачей, предвещающих скорое наступление весны.
Живописец, словно освобождаясь от гнетущего груза, вздохнул полной грудью и приступил к работе над пейзажем, который стал символом возрождения — началом новой жизни.
После завершения работы П.М. Третьяков посетил А.К. Саврасова и попросил увидеть знаменитых «Грачей». Оценив картину, коллекционер выразил желание приобрести её за 600 рублей — значительную сумму в те времена. А.К. Саврасов принял предложение, и картина вошла в коллекцию П.М. Третьякова.
Произведение получило положительные отзывы критиков, а императрица Мария Александровна даже пожелала получить его копию.
В конце жизни А.К. Саврасов оказался в зависимости от торговцев картинами, которые, пользуясь его нищетой и уязвимым состоянием, заказывали многочисленные копии его самого известного произведения. Так на российском художественном рынке появилось множество реплик «Грачи прилетели» .

Русская живопись: как мстил И. Е. Репин своей натурщице
«Монахиня» И. Е. Репин 1878 год
На полотне, с пристальным и немного печальным взглядом, изображена юная женщина в строгом облачении монахини. Образ классический и привычный, и, возможно, не привлёк бы внимания искусствоведов, если бы не воспоминания Людмилы Шевцовой-Споре, родственницы супруги И.Е. Репина. Именно в них раскрывается занимательная деталь.
Оказалось, что для написания «Монахини» позировала Софья Репина, в девичестве Шевцова. Эта девушка была свояченицей художника, и в прошлом И.Е. Репин испытывал к ней глубокие чувства, однако в итоге женился на её сестре Вере. Софья же стала женой брата художника, Василия, работавшего оркестрантом в Мариинском театре. Несмотря на это, И. Е. Репин неоднократно обращался к Софье с просьбой позировать. Для одного из портретов она была запечатлена в роскошном бальном платье: светлое нарядное одеяние, кружевные манжеты, высокая укладка. В процессе работы над картиной между художником и моделью произошла серьёзная ссора. Известно, что художника легко задеть, но немногие способны на столь оригинальную месть, как это сделал И.Е. Репин.
В отместку за обиду, художник изменил наряд Софьи на портрете, облачив её в монашеский костюм. Эта история, напоминающая забавную байку, нашла подтверждение благодаря рентгенограмме. К счастью, И.Е. Репин не удалил первоначальный слой краски, что позволило исследователям детально рассмотреть изначальный наряд героини.
Русская живопись: как картина «Демон поверженный» довела художника до психического расстройства
Серия картин М. А. Врубеля «Демон» 1890—1903 год
В Москве М.А. Врубелю поступил заказ — иллюстрировать произведения М. Ю. Лермонтова, включая «Демона». Известно, что художник был поклонником творчества поэта, однако ему предстояло найти свой уникальный подход к визуальному воплощению этих образов. Тоска «Демона» стала прообразом интеллигенции в эпоху перемен.
Через десятилетие после создания «Демона сидящего» М. А. Врубель создал «Демона поверженного». Именно эта работа стала предвестником его собственной болезни.
Вскоре после её завершения автор оказался в психиатрической клинике, что породило легенду о демонических силах, поглотивших его разум.
Работа над «Демоном поверженным» полностью захватила М. А. Врубеля, настолько истощая его, что картина едва не стала его последней.
Художник работал над полотном непрерывно, по 12 - 14 часов каждый день. Даже когда работа казалась завершённой, творец вновь возвращался к ней, изменяя выражение лица Демона. Люди отмечали, что выражение лица демона менялось буквально на глазах: то злобное, то прекрасное, то загадочное. Казалось, по его щекам текли слезы, которые затем исчезали.
Картину приобрел Владимир фон Мекк, который расположил её в своем доме. Однако и здесь М. А. Врубель не нашел покоя, прося владельца разрешить ему внести последние штрихи.
Он настолько изменился за короткий срок, что жена боялась оставаться с ним наедине. Художник менялся постоянно, подобно самому Демону, над которым он все ещё продолжал работать. Вскоре художник заболел, у него диагностировали серьёзное психическое расстройство. В психиатрической лечебнице его состояние описывали как маниакальное возбуждение, осложнённое манией величия. Он считал себя святым, царем и даже Пушкиным. Окружающие шептали, что «Демон» погубил своего творца.
Если отбросить мистические объяснения, то виной безумия М. А. Врубеля был не демон, а трагическая случайность. В конце 19-го века, в 90-х годах, Михаил Врубель заразился сифилисом. Из-за отсутствия эффективного лечения антибиотиками (которые еще не были изобретены), болезнь постепенно разрушала его нервную систему, вызывая галлюцинации и приступы бреда.

Русская живопись: самая трагичная работа художника
«Тройка» В. Г. Перов 1866 год
В 1866 году Перов создал полотно «Тройка», в непростое для Москвы и всей страны время.
В тот период Василий Григорьевич задумался о написании очередного полотна на социально-бытовую тему. Он хотел показать тяжкую и безрадостную жизнь крестьянских детей. Так и возник замысел знаменитой работы. Натурщиков для картины найти не составило труда, за исключением центрального персонажа — подходящего мальчика не было. И тут на помощь пришёл случай.
Однажды на улице художник заметил крестьянку со своим сыном, который идеально соответствовал образу угнетённого ребёнка. Уговорив женщину, В. Г. Перов получил разрешение на участие мальчика в качестве модели. В процессе работы выяснилось, что зовут его Вася, он — единственный выживший ребёнок в своей семье, и на него возлагают большие надежды. Завершив работу над образом, художник щедро отблагодарил натурщика и попрощался с ним. Картина получилась удивительно живой!
Высоко оценив работу, П. М. Третьяков выкупил её для своей галереи.
Но дальше произошла трагедия. Спустя несколько лет к дому В. Г. Перова пришла женщина в слезах, та самая мама мальчика. Крестьянка умоляла продать полотно, предлагая за него свои последние деньги.
Оказалось, что её сын умер, и картина В. Г. Перова — единственная память о нём.
Однако художник был бессилен: П. М. Третьяков вряд ли согласится расстаться с картиной. Тогда Василий Григорьевич повёл женщину в галерею. Увидев своего сына на «Тройке», она упала на колени и разрыдалась. Расчувствовался и сам В. Г. Перов. Понимая её горе, он безвозмездно написал отдельный портрет мальчика и подарил его крестьянке. Вот такая драматичная история, стоящая за картиной «Тройка».

Русская живопись: как художник стал отшельником и потерял здоровье из-за картины
И. И. Иванов «Явление Христа народу» 1837-1857
Создание картины «Явление Христа народу» стало делом всей жизни для И. И. Иванова, который трудился над ней в Италии с 1837 по 1857 год.
Два десятилетия художник посвятил этой работе, изучая историю, ассирийские древности и, конечно, Библию. Он делал бесчисленные наброски и месяцами искал подходящий пейзаж, просиживая в болотах и безлюдных местах Италии. Но куда сложнее оказалось передать на лицах людей тот самый момент духовного преображения. Для этого И.И. Иванов изучал черты еврейского лица, внимательно наблюдал за людьми, с которыми сталкивался, и часами проводил в церкви, наблюдая за молящимися. Эта тщательность затягивала работу, и художника часто обвиняли в безделье. Закончились деньги, которые ему выделялись на работу и И. И. Иванов оказался в стеснённых обстоятельствах, ведя нищенское существование. Работа подорвала здоровье художника — он повредил зрение и был вынужден длительное время лечиться. С возращением в Россию судьба картины оставалась неопределённой. После того, как она была выставлена, в печати появилась резкая критика, которая глубоко задела И. И. Иванова. Он заболел и вскоре скончался. Ирония судьбы заключалась в том, что в день его смерти пришло официальное уведомление о покупке картины императором за 15 тыс. рублей серебром — огромную сумму по тем временам. Сегодня «Явление Христа народу» является самой большой картиной в Третьяковской галерее.

Русская живопись: как художник поссорился с другом из-за своей картины
«Неравный брак» В. В. Пукирев, 1862 год
Картина «Неравный брак» самая известная работа В.В. Пукирева. Полотно сразу стало популярным: его выставили в Петербурге, а затем отправили на всемирную выставку в Париж.
Казалось бы, молодой выпускник Императорского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен был испытывать радость. Однако, он был далеко не счастлив. Его настроение омрачал конфликт с близким товарищем, купцом Сергеем Варенцовым.
Увидев полотно «Неравный брак», купец устроил В.В. Пукиреву скандал. Причина была в следующем. Сергей Варенцов обладал привлекательной внешностью и пользовался популярностью у женщин. Но незадолго до своего тридцатилетия его сердце покорила дочь богатого фабриканта — Софья Рыбникова. Их роман развивался стремительно для того времени: от робких взглядов до тайных встреч в бальных залах. Все предсказывали скорую свадьбу, ведь жених был хорош, а невеста получила бы солидное приданое. Но внезапно, вопреки ожиданиям общества, ухаживания прекратились, причём по инициативе Софьи. Она выбрала другого. По словам Николая Варенцова, родственника Сергея: «Они были объединены чувствами, но, как это часто бывает, судьба распорядилась иначе. По неизвестным мне причинам, мадемуазель Рыбникова не стала женой любимого человека, а вышла замуж за зрелого и весьма состоятельного фабриканта Карзинкина». Сергей Варенцов решил поделиться своим горем с другом — художником В.В. Пукиревым.
Вместо сочувствия, тот решил использовать личную драму друга в качестве вдохновения для своего творчества.
В.В. Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и не слишком приятным супругом (которого, для убедительности, переквалифицировали из фабриканта в генерала). За спиной Сони, с выражением обиды на лице, стоял Сергей Варенцов.
Увидев себя в таком виде, купец впал в ярость и потребовал от художника исправить ситуацию. Сначала В.В. Пукирев добавил другу несуществующую бородку. Затем, слегка изменил черты его лица, вероятно, используя собственное отражение в качестве образца. Несколькими уверенными мазками художнику удалось примириться с купцом. Тем временем Софья была довольна своим «неравным браком». На самом деле, разница в возрасте оказалась не столь значительной: Карзинкину было всего 38 лет. К тому же, в их браке родилось трое детей, что свидетельствовало о его благополучии.
Согласно другой версии, в роли невесты на картине выступила Прасковья Матвеевна Варенцова, однофамилица друга В.В. Пукирева, и давняя его любовь. Молодому художнику было тридцать лет, и он мечтал о создании семьи. Когда именно В.В. Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне, неизвестно. Но родители девушки были категорически против этого союза, так как художник происходил из среды бывших крепостных, и настояли на её браке с влиятельным сановником. Одно ясно: едва узнав о планах В.В. Пукирева, они поспешили выдать дочь замуж за известного и обеспеченного человека из их круга, который был значительно старше неё.
