Сейчас я — ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге, основатель Бизнес-школы и инвестор. А в прошлом — педагог с небольшой зарплатой. В данной статье я рассказал, как прошел такой путь, сколько денег потерял и как начинающему предпринимателю избежать популярных ошибок.
Из педагогики в военное право
К открытию своего дела меня подтолкнуло рождение ребенка. На тот момент я работал педагогом. Зарплата составляла 25-28 тыс. рублей — из них 16 уходило на съем студии в Санкт-Петербурге. Некогда было искать себя и предназначение, и я начал серьезно думать, где бы я мог по максимуму использовать свои знания и навыки.
Долгое время я подрабатывал в юридической компании, которая специализировалась на военном праве. Поэтому решил развиваться в данном направлении и договорился с компанией о хорошей комиссии за приход клиентов.
Подрабатывал несколько часов в неделю курьером, а также выполнял несложную работу с документами — вбивал данные, распечатывал.
Подготовил финансовую подушку — это не было проблемой, я всегда умел копить и экономить. Этот навык мне привили родители. Вместе с супругой мы жили на 3-4 тыс. рублей в месяц. Создал бесплатный сайт на Тильде. Настройку рекламы в Яндекс.Директе решил доверить специалистам — это стоило 20 тыс. рублей за услугу. В итоге успел поработать с шестью маркетологами, но никто не смог показать нужный результат.
Запасы денег быстро исчерпывались, и я стал обдумывать варианты бесплатной рекламы. Для поиска потенциальных клиентов — мужчин 18-24 лет — решил использовать недорогие тематические тренинги. Например, посещал бизнес-интенсив «Концентрат» Аяза Шабутдинова.
По бизнес-стратегии я должен был на каждом занятии пообщаться с определенным количеством людей. В зависимости от численности участников ставил план в 20-30 человек. В первые дни было тяжело: тренинг длился с 19 до 22 часов. И я не имел права пойти домой, пока не выполню ежедневную норму.
Я действовал тактично и не навязывал свои услуги агрессивно. Сосредоточил фокус внимания на выгодах, которые клиенты могут получить от сотрудничества со мной. Предлагал не услугу, а возможность заработать — делиться с ними своей комиссией. Для молодых людей это был неплохой вариант, и в течение месяца заинтересованные клиенты совершали покупку.
Куда бы я ни шел, везде говорил, что предлагаю услуги по военному праву. Довольно быстро «сарафанное радио» превратилось в мощный инструмент по привлечению аудитории. Я сосредоточился на помощи призывникам, но от других клиентов не отказывался. И даже был записан в контактах людей как «Алексей военный билет» или «Алексей призывники».
После полугода успешной работы мне предложили новое партнерство в юридической компании. Изначально в штате было 10 юристов, которые занимались всеми направлениями военного права. Однако через 2 года провели оптимизацию, оставив в штате только партнера и помощника, и сосредоточились на помощи призывникам. Если же приходили клиенты не по нашей узкой специализации, то мы передавали их в другие компании и получали за это комиссию. Это стало успешной стратегией, потому что сократились издержки на аренду офисных помещений и зарплату сотрудникам.
На данный момент с компанией меня связывает только эксклюзивный договор. Однако я сыграл ключевую роль в этом проекте, и за годы работы не было ни одного клиента, перед которым мы бы не исполнили обязательства.
Попытки, факапы и потерянные миллионы
Я пробовал заниматься и другими бизнес-проектами. Вначале устанавливал пределы риска: количество денег, которое я готов потратить (не больше 100 тыс. рублей), и максимальный срок, в течение которого буду развивать новое направление (3 месяца). Если за это время ничего не получалось, я закрывал бизнес.
Например, я пробовал заниматься продажами через «Авито». За 6 лет предпринимательства было 8 неудачных попыток наладить это дело. Пытался привлечь партнеров и специалистов, но бизнес не приносил доход. Возможно, было мало рекламы или ошибки в управлении ассортиментом. Как итог — низкие продажи.
В 2013 году инвестировал 500 тыс. рублей в компанию. Как оказалось, она использовала мошеннические схемы в своей деятельности. В итоге я лишился всех вложенных средств.
Но главный провал случился в 2017. Я вложил в общей сложности 9,3 млн. рублей в строительный бизнес. Причем партнером был хороший знакомый моего отца. Но застройщики и крупные подрядчики воспользовались неверно оформленным договором, и это привело к большим потерям с моей стороны. Чтобы рассчитаться с долгами, мне пришлось продать квартиру.
Менторство для предпринимателей
Пять лет назад я вернулся к педагогическим истокам и создал офлайн-курс по финансовой грамотности. Мне всегда говорили, что я умею обращаться с деньгами. Даже с небольшой зарплаты я сумел накопить деньги и успешно инвестировал их в гараж. Знакомые говорили мне, что этому навыку мне нужно обучать и других людей. В основе курса — ключевые понятия и полезные инструменты, которые помогают управлять деньгами с выгодой для себя. В группе одновременно занималось до 12 человек. Я лично провел 4 потока занятий, а затем еще 6 — мой выпускник. Поток включал от 6 до 7 занятий. Занятия проходили 1-2 раза в неделю.
Однако началась пандемия, и офлайн-курс пришлось закрыть. Нужно было полностью переделывать продукт, и через полгода я записал онлайн-уроки. Пытался раскрутить их через продюсера, но в итоге выложил бесплатно в своих соцсетях.
Я горжусь достижениями своих учеников. Сотни начинающих и действующих предпринимателей изменили свою жизнь в лучшую сторону: нашли новую прибыльную нишу, закрыли долги, смогли увеличить свой доход более чем в 2 раза — со стартовых нулевых точек до более 1 млн. рублей в месяц.
Проекты «Бизнес Фокус», «Бизнес Школа», мастермайнды и курсы личного наставничества в офлайне прошли в общей сложности 1500 учеников. А ведь они, в свою очередь, также оказывают влияние на свое окружение, семью, партнеров, клиентов. Так что я бросил «камень», от которого пошли «волны».
Как избежать ошибок на старте
Во-первых, стоит быть аккуратнее с расходами. На старте я тратил слишком много денег на рекламу. Теперь знаю: первоначально нужно вкладывать энергию и смотреть, есть ли результат. Если идея работает, можно вкладываться в продвижение.
Во-вторых, необходимо подключать юристов. Незнание юридических особенностей при заключении договоров приводит к убыткам и даже краху бизнеса.
В-третьих, отношения с партнерами нужно оформлять документально. Чтобы партнерство не превратилось в обиды и конфликты, важно договариваться «на берегу». Необходимо зафиксировать роли, прописать, как будут делиться прибыль, расходы, обязательства и убытки. У каждого партнера свои ожидания от сотрудничества, и легко поссориться, когда они не реализуются.
И, наконец, важно делегировать полномочия. Долгое время у меня были страхи по поводу найма сотрудников, я подходил к любому делу с «супергеройской» установкой и почти всем занимался сам. Но даже в небольшом бизнесе найдутся задачи, которые можно перепоручить. Тянуть всю работу в одиночку — прямой путь к выгоранию.
Сейчас я занимаюсь только управленческими задачами. Но это не относится к открытию новых проектов. В этом случае я максимально погружаюсь в процесс и занимаюсь лично решением всех вопросов. Только убедившись, что бизнес-процесс работает без сбоев, я могу делегировать задачи.
В целом я выстроил бизнес таким образом, что могу путешествовать минимум 4 месяца в году. Например, 2022 год мы с семьей встретили в ЮАР, лето провели в Аргентине, а сейчас находимся в Таиланде. Я был в деловых поездках в Марокко и на Мальдивах. При этом я постоянно в «операционке»: удаленно провожу рабочие совещания, диагностики, разборы и марафоны.
На что опереться в начале пути
Предпринимателю важно попасть в сильное окружение. На старте своей деятельности я прошел почти все тренинги по бизнесу, которые были доступны на тот момент: Брайана Трейси, Гандапаса, Тарасова, Федоренко, «Бизнес молодости», «Лайк Центра» и других.
Поэтому моя главная рекомендация — посещать бизнес-мероприятия, чтобы зарядиться энергией людей, которые стремятся к росту. Кроме того, так вы сможете сформировать максимально эффективные связи. Живое общение и нетворкинг — важные инструменты для развития бизнеса.
Про менторство — как это родилось и развивалось? Какие были проблемы на старте? Какие способы решения? Результаты сейчас в этом направлении?
Я занимался предпринимательской деятельностью и знакомые начали часто консультироваться у меня по разным вопросам. Потом я прошел несколько курсов по предпринимательству. И поскольку у меня еще и образование педагога, то ко мне прислушивались. Люди получали положительные результаты и благодарили меня за дельные советы. В итоге обращались ко мне повторно и рекомендовали своим знакомым. Так с рекомендаций росло мое менторство.
Проблем не было, потому что изначально я не занимался менторством в качестве бизнеса. Я просто подсказывал рабочие инструменты и давал советы людям.
В дальнейшем, когда уже развивал это направление как бизнес, то анализировал воронки, привлекал продюсеров, нанимал и увольнял работников.
Сейчас в наставничестве я веду 3-х учеников в месяц. Все ученики зарабатывают от 300 тыс. до нескольких млн. рублей чистыми в месяц. Я специализируюсь на увеличении дохода уже в имеющемся деле.