Какие признаки указывают на то, что у человека может быть психологическая зависимость от маркетплейсов?
Психологическая зависимость — состояние человека, которое систематически выводит его из отношений с другими людьми в отношения с предметным миром или действиями. В центре любой психологической зависимости находится уход от социальной реальности. Чем чаще человек находится в отношениях с предметом или действием, тем выраженнее зависимость. По критерию времени несложно оценить меру и степень погружения человека в отношения с предметом или действием. Например, покупкой или просмотром потенциальных покупок, что является таким же мотивом, как и сама покупка. В центре психологической зависимости находится потребность в удовольствии от действия или отношения с объектом. Когда человек испытывает дискомфорт в социальных отношениях, он стремится его скомпенсировать доступным для себя образом, а потом этот доступный образ становится стереотипом и ритуалом. В случае, если человек сосредотачивает удовольствие в мире вещей или действий по их приобретению, — это признак психологической зависимости.
Какие потребности могут стоять за подобной зависимостью?
Скорее, не потребности, а дефицит эмоциональных состояний. Мозг человека очень социально ориентирован. Нам важно быть в социальных отношениях. Мы все к этому стремимся. Всё предшествующее время развития человеческой цивилизации наш мозг строил отношения в малых группах. А сейчас за счёт цифровой социальной реальности сместили отношения в большие группы. В них отношения реализуются так же через механизмы подражания, идентификации.
Эти и другие механизмы приводят сначала к эпизодическим действиям повторения (я делаю так, как делали другие), но в последствии эти действия становятся закреплённым стереотипом, даже ритуалом. Например, действия по поиску и приобретению вещей во много раз менее сложны, нежели действия, которые человек совершает в построении человеческих отношений.
Построить отношения с предметным миром во много раз проще, чем с социальным. Человек стремится снять это напряжение.
Кроме того, потребность в новизне, которая является встроенной программой и обуславливает большинство видов активности и поведения человека, в полной мере реализуется на маркетплейсах, где происходит постоянная смена картинки и есть постоянная возможность увидеть и приобрести что-то новенькое. На этом построена идеология современного маркетинга.
Как отличить безвредную привычку делать покупки в интернете от нездоровой зависимости?
Приобретение нужных нам вещей — часть цивилизационных действий современного человека. Вряд ли мы найдем человека, который этого не делает. Дальше возникает вопрос дозы, как и во всём. Увеличение дозы легко отследить по частоте покупательных действий, которые можно посмотреть в истории платежной карты и по размеру затрат, которые мы на это осуществляем. Если этого недостаточно, можно посмотреть структуру покупок, которые совершаем, и если большая часть этих приобретений реализуется по критерию «любопытно» или «удовольствие», то мы точно смещаемся из зоны социально нормативных действий в зону навязчивых приобретений.
Какие стратегии можно использовать, чтобы контролировать свои импульсы и не совершать импульсивные покупки на маркетплейсах?
Надо признать, что импульсивность как особенность реакции работает не в строго определённом месте, например, на маркетплейсе. Если она есть, то она регулирует все его поведенческие реакции. Тогда стоит поставить задачу работать с этой особенностью. Самостоятельно это делать возможно, но только в тех случаях, если человек имеет опыт сам регуляции. Если же этот опыт не освоен, то импульсивные действия, в том числе по спонтанному приобретению, регулировать самостоятельно достаточно сложно. В числе тактических приемов — установление лимитов, ограничений на использование гаджетов. Мой профессиональный опыт показывает, что все эти ограничения в секунду снимаются, когда есть запрос на своего рода запой, заход в действие, которое мои клиенты маркируют как успокаивающие. «Я просто зашёл, чтобы себя успокоить». В стратегию можно встроить установку: я не успокаиваюсь за счёт покупок.
Какие долгосрочные последствия может иметь психологическая зависимость от маркетплейсов для моего физического и психического здоровья?
Надо признать, что норма поведения человека ориентирована на отношения в системе субъект-субъектных отношений одного человека с другим, человека с группой, межгрупповых отношений.
Дискомфорт, который возникает в социальном взаимодействии, заменяется отношениями с объектом или действием.
Импульсивная, спонтанная покупка — одно из сотен действий, которыми человек заменяет свой дискомфорт в системе социальных отношений. Основная, самая существенная опасность состоит в том, что система объектных отношений и действий, которые мы совершаем для освоения социальных контактов, увеличивается.
На смену одному объекту зависимого поведения появляется другой, он сменяется третьим или они успешно комбинируются. Объект зависимого поведения возникает как специфический, а затем присоединяет к себе другие объекты, другие действия. В этом основная опасность аддиктивного, или зависимого, поведения.